Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Владимир Гердо/ТАСС
Экономика

Китайский путь отечественного авторынка

Топ-3 преимуществ китайских марок автомобилей по версии россиян: доступная цена, внешний вид и обилие функций, ключевой недостаток — недолговечность и быстрая поломка.
Фото:
Коротко о главном
  • Каждый четвертый россиянин планирует приобрести автомобиль для личного/семейного пользования в течение ближайших 1-5 лет (25%).
  • «Китайцы» пока менее привлекательны для потенциальных покупателей в сравнении с «японцами» и «немцами» (19% vs. 47% и 42% среди планирующих приобрести автомобиль).
  • Доступная цена, внешний вид и высокотехнологичность — топ-3 преимуществ китайских марок автомобилей в представлениях россиян (15%, 10% и 9% соответственно).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Каждый четвертый россиянин планирует приобрести автомобиль для личного/семейного пользования в течение ближайших 1-5 лет (25%).
  • «Китайцы» пока менее привлекательны для потенциальных покупателей в сравнении с «японцами» и «немцами» (19% vs. 47% и 42% среди планирующих приобрести автомобиль).
  • Доступная цена, внешний вид и высокотехнологичность — топ-3 преимуществ китайских марок автомобилей в представлениях россиян (15%, 10% и 9% соответственно).

МОСКВА, 3 апреля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса об отношении россиян к китайским автомобилям.

Когда за новым авто?

За последние несколько лет структура отечественного рынка легковых автомобилей претерпела серьезные изменения. На место ушедших иностранных автобрендов пришли новинки китайского автопрома, и наша страна стала одним из крупнейших импортеров автомобилей из Поднебесной. В целом новинки автомобильного рынка представляют потенциальный интерес для каждого четвертого россиянина (25%), таков процент планирующих покупку автомобиля для личного или семейного пользования в обозримом будущем. В течение года обзавестись новым авто собираются 7% наших сограждан, в ближайшие 2-3 года — 11%, через 4-5 лет — еще 7%. При этом 7 из 10 опрошенных ответили, что не планируют приобретать транспортное средство в ближайшие 1-5 лет (71%). Менее актуальны и, вероятно, менее доступны такого рода покупки для представителей старшего поколения (89%) и группы с наименьшими потребительскими возможностями — для тех, кто оценивает свое материальное положение как плохое и очень плохое (80%).

Типичный россиянин, планирующий в течение 1-5 лет приобрести автомобиль: мужчина (30% vs. 22% женщин), младше 35 лет (18-24 лет — 46%, 25-34 лет — 40%), с хорошим или средним материальным положением (32% и 26% соответственно) и проживающий в городе-миллионнике или городе с населением 500-950 тыс. человек (35% и 33% соответственно).

 

Автомобильные предпочтения россиян: битва сильнейших

За годы присутствия на российском рынке иномарки завоевали доверие и любовь многих автолюбителей. После их ухода тернистый путь к сердцам россиян предстоит проделать автомобильным новинкам из Поднебесной. Чтобы проверить «силу» китайских брендов, респондентам было предложено выбрать до трех наиболее привлекательных марок автомобилей любых стран. Согласно полученным результатам, на сегодняшний день «китайцы» сильно проигрывают не только «японцам» и «немцам», но и отечественному автопрому. Последние три примерно в равной степени привлекают наших сограждан: японский автомобиль хотели бы приобрести 36%, российский — 33%, немецкий — 32%. Каждый пятый предпочел бы автомобиль корейского производства (22%), каждый седьмой — китайского (14%). Менее привлекательными для россиян оказались американские (6%) и европейские (за исключением немецких — 4%) машины.

В группе тех, кто планирует приобрести автомобиль в ближайшем будущем, наметился явный лидер: почти каждый второй из числа потенциальных покупателей выразил желание ездить на «японце» (47%). Немецкие автомобили заняли почетное второе место (42%), тогда как третью строчку разделили автомобили российского (30%) и корейского (29%) производства. Владеть китайским автомобилем хотел бы каждый пятый в этой группе (19%).

Россиян 18-35 лет заметно чаще привлекают «немцы» (48% vs. 26% среди опрошенных старше 35 лет), «японцы» (45% vs. 33%), «корейцы» (27% vs. 20%) и даже «американцы» (10% vs. 4%). При этом чем старше респондент, тем выше готовность поддержать отечественный автопром: в группе 18-24-летних российские автомобили назвали 29% опрошенных, среди представителей старшего поколения — на 10 п.п. больше (39% среди 60+). Чаще других ездить на отечественном транспортном средстве хотели бы также жители российской глубинки — городов с населением до 100 тыс. человек и сел (по 40%).

 

Эмоциональная привязанность к бренду как основа лояльности

Исследование ВЦИОМ показало: эмоции в отношении китайского автопрома пока могут выразить немногие. В общей сложности более половины россиян смогли дать содержательный ответ на вопрос о том, какие чувства у них вызывают автомобили из Поднебесной, однако вместо эмоций как таковых в большинстве своем в ответах звучали продуктовые характеристики «китайцев» (58%). Доля положительных и отрицательных коннотаций примерно одинакова (27% vs. 26%). В числе позитивно окрашенных эпитетов — хорошие, молодцы (11%), красивые (6%), качественные/надежные, доступные, технологичные/продвинутые (по 4%), комфортные, удобные (2%); в числе негативных — противоположные по смыслу: некачественные / ненадежные / ломаются (16%), не нравятся (8%), дорогие (5%). Еще 6% россиян остались безразличными к автомобилям китайских марок.

Восприятие «китайцев» обусловлено автомобильными предпочтениями. Те, кто выбирает их даже при наличии других марок на рынке (доля группы — 14%), ожидаемо чаще хвалят китайские авто (положительные / нравятся / доволен / хорошие / молодцы — 24%, дешево / доступно / цена соответствует качеству — 19%, доверие / качественные / надежные — 14%, красивые / достойный дизайн / хорошо выглядят — 13%).

О плюсах и минусах «китайцев»

На основе полученных ответов можно выделить четыре ключевых преимущества «китайцев»: доступность в широком смысле — в плане цены (дешевле других — 15%) и присутствия на отечественном рынке (легко купить — 7%, доступность в обслуживании / наличие запчастей — 5%, разнообразие моделей — 4%), внешний вид (10%), технологичность (13%, в том числе: много функций, опций / напичканы электроникой — 9%, быстро совершенствуются — 4%), высокое качество и комфорт (10%, в том числе: комфортные/удобные — 4%, надежные/выносливые — 3%, качество сборки, материалов — 3%, хорошие двигатели, подвеска, техника — 2%).

Ключевой недостаток автомобилей китайских марок в представлении россиян — низкое качество (37%): более четверти опрошенных отмечают их недолговечность (28%), реже звучат такие варианты ответа, как плохой металл, слабое лакокрасочное покрытие (7%), слабая техническая составляющая и электроника (7%).

Чуть меньше половины опрошенных затруднились назвать сильные и слабые стороны китайцев (44% и 45% соответственно), не видят таковых еще 12% и 4% соответственно.

У россиян, планирующих покупку транспортного средства в ближайшие годы (доля группы — 25%), по-видимому, сложилось неоднозначное представление о китайских марках автомобилей. С одной стороны, они чаще остальных видят преимущества «китайцев», отмечая их доступную цену (25% vs. 15% среди всех опрошенных), красивый дизайн (17% vs. 10%) и обилие опций (16% vs. 9%). С другой стороны, они чаще ругают их за недолговечность и быструю поломку (35% vs. 28% среди россиян в целом).

Несмотря на то что Китай семимильными шагами завоевывает отечественный рынок, пока ему не под силу завоевать сердца российских автолюбителей. Вероятно, это требует не только времени, но и более обстоятельного бренд-менеджмента. Поэтому для китайских автопроизводителей важно не только предложить качественный продукт по доступной цене, но и сформировать положительный имидж, способствующий постепенному повышению лояльности к брендам.

Денис Афанаско
Эксперт по автомобильному рынку ВЦИОМ-Консалтинг

«За 2023 год на российском рынке значительно выросла доля китайских автомобилей. Она составила около 60% от всех продаж новых авто — против 9% в феврале 2022 года. Фактически мы получили другой, обновленный автомобильный рынок.

И вид этого рынка приятно удивляет — китайские производители определенно установили новые стандарты с точки зрения дизайна, стиля и инновационности. Опрос ВЦИОМ показывает, что в топе положительных характеристик китайских брендов среди потенциальных покупателей авто „высокотехнологичность“ (16%) и „красивый дизайн“ (17%). Причем это ответы на открытые вопросы, без подсказки — что указывает на значимость этих оценок.

Однако, несмотря на положительные отклики, у китайских автомарок остаются старые проблемы, а также появляются новые.

Во-первых, пока потребителю трудно ориентироваться в том разнообразии марок и моделей, которые присутствуют в автосалонах. Непонятны критерии, как делать выбор.

Во-вторых, за китайскими брендами тянется и пока не развеивается миф об их ненадежности. По данным опроса ВЦИОМ, «низкое качество и недолговечность» — доминирующий стереотип о китайских автомобилях, сегодня ему верит каждый третий россиянин, планирующий покупку авто в ближайшие 1-5 лет (35%).

В-третьих, «сила» брендов (эмоциональная привязанность, лояльность) пока недостаточна. Если мы просим представить, что на российском рынке свободно продаются автомобили марок любых стран, то потенциальные покупатели выбирают японские (47%) и немецкие (42%) марки. Китайские марки (19%) пойдут только после других нынешних лидеров отечественного авторынка — российских автомобилей (30%), а также после ушедших с него корейцев (29%). Кроме того, отвечая на открытый вопрос ВЦИОМ об эмоциональном отношении к китайским автомобильным маркам, российский потребитель мало что может сформулировать, давая абстрактные ответы: в целом „положительно“, „отрицательно“, „недоверие“, или вовсе заменяя эмоции продуктовыми характеристиками уже не бренда, а продукта, то есть автомобиля: „доступные по цене“, „ломаются“ и т.п. Проведение подобного опроса в отношении „японцев“ или „немцев“ дало бы иной результат.

Указанные проблемы предстоит исправлять китайским автопроизводителям, и кто из них лучше с этим справится — получит большие преимущества и любовь российского автолюбителя».


03 апреля 2024

24 марта 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 24 марта 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7874; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0147; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0745. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: 

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Планируете ли Вы (Ваша семья) покупку автомобиля для личного или семейного использования или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Да, в течение ближайшего года

7

10

5

15

13

10

6

1

Да, в ближайшие 2-3 года

11

12

10

19

16

13

10

4

Да, через 4-5 лет

7

8

7

12

11

7

9

2

Нет, не планируем

71

66

76

50

57

67

72

89

Затрудняюсь ответить

4

4

2

4

3

3

3

4

Представьте, что на российском рынке свободно продаются автомобили марок любых стран. Автомобиль марки какой страны Вы хотели бы себе купить?

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от опрошенных)

 

Все опрошенные

Планируете ли Вы (Ваша семья) покупку автомобиля для личного или семейного использования или нет?

Да, планируем

Нет, не планируем

Японский

36

47

32

Российский

33

30

33

Немецкий

32

42

28

Другой европейский, кроме немецкого

4

6

3

Корейский

22

29

19

Китайский

14

19

12

Американский

6

9

5

Никакой / в принципе не хочу покупать автомобиль

9

0

12

Другой

4

3

5

Затрудняюсь ответить

6

5

6

Опишите, пожалуйста, в нескольких словах Ваши чувства, эмоции в отношении к китайским маркам автомобилей

(открытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных)

Позитив (27%)

Положительные / нравятся / доволен / хорошие / молодцы

11

Красивые / достойный дизайн / хорошо выглядят

6

Доверие / качественные / надежные

4

Дешево / доступно / цена соответствует качеству / адекватная цена

4

Технологичные / продвинутые / много электроники / хорошая комплектация/Современные

4

Прогресс / развиваются / стали лучше делать

2

Комфортные/удобные

2

Интерес / любопытство

1

Популярные / распространенные

1

Негатив (26%)

Недоверие / сомнения / некачественные / ненадежные / ломаются

16

Отрицательные / не нравятся

8

Дорого / завышенная стоимость / цена не соответствует качеству

5

Недолговечные / одноразовые

1

Некрасивые / не нравится дизайн

<1

Безразличие (6%)

Неплохие / нормальные

3

Нет таких / никак не отношусь / не интересуюсь

3

Нейтральное отношение

1

Другое

11

Затрудняюсь ответить

42

Какие Вы видите сильные стороны китайских автомобильных марок?

(открытый вопрос, до пяти ответов, в % от всех опрошенных, представлены содержательные ответы, набравшие 2% и более)

Доступность (в широком смысле) (25%)

Доступная цена/дешевле других

15

Легко купить/ наличие на рынке/массовое производство

7

Доступность в обслуживании/ наличие запчастей

5

Разнообразие моделей/ большой ассортимент

4

Технологичность (13%)

Высокотехнологичные/ много функций, опций/ напичканы электроникой

9

Быстро совершенствуются/ подстраиваются под потребителя/завоевывают рынок

4

Внешний вид (10%)

Внешний вид/ красивый дизайн

10

Высокое качество и комфорт (10%)

Комфортные/ удобные

4

Надежные/ выносливые/ долговечные

3

Качество сборки, материалов

3

Хорошие двигатели, подвеска, техника/ хорошо едут

2

Все устраивает, самые лучшие

1

Не вижу сильных сторон

12

Другое

5

Затруднились ответить

44

В чем, на Ваш взгляд, заключаются слабые стороны китайских автомобильных марок?

(открытый вопрос, до пяти ответов, в % от всех опрошенных, представлены содержательные ответы, набравшие 2% и более)

Низкое качество / быстро ломаются / недолговечность

28

Плохой металл / гниет кузов /слабое лакокрасочное покрытие

7

Не приспособлены к нашим дорогам и климатическим условиям

6

Дорогие автомобили / высокая цена

5

Нет запчастей

5

Слабая техническая составляющая/слабые двигатели/плохая коробка/ходовая часть

4

Мало сервисов / нет гарантии / отсутствие поддержки официального сервиса

4

Нет доверия / мало отзывов / не проверены временем

3

Слабая электроника / дает сбой

3

Во всем

<1

Нет слабых сторон

4

Другое

10

Затрудняюсь ответить

45

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07