Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Пименов Роман/ТАСС
Общество

Пойдем на субботник?

Субботник — советская традиция, которая сохраняет популярность в России. Молодое поколение, однако, привержено ей существенно в меньшей степени, чем старшее.
Фото:
Коротко о главном
  • Более половины россиян декларируют участие в субботниках в последние год-два (56%, −12 п.п. с 2019 г.) и в предстоящем весеннем субботнике (57%, −6 п.п. с 2019 г.).
  • Субботники необходимы, и в них должны участвовать обычные граждане — считают 77% наших сограждан.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Более половины россиян декларируют участие в субботниках в последние год-два (56%, −12 п.п. с 2019 г.) и в предстоящем весеннем субботнике (57%, −6 п.п. с 2019 г.).
  • Субботники необходимы, и в них должны участвовать обычные граждане — считают 77% наших сограждан.

МОСКВА, 17 апреля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса об отношении россиян к субботникам.

Праздник чистоты

Весна — традиционная пора наведения порядка и чистоты не только дома, но и на улицах своего города. Для последнего идеально подходят субботники — советская традиция, которая органично вписалась в жизнь современной России и как нельзя лучше соответствует набирающему обороты экотренду. Впрочем, несмотря на очевидную пользу субботников, они несколько утратили привлекательность для россиян — свидетельствуют результаты апрельского опроса ВЦИОМ. По имеющимся данным, чуть больше половины наших сограждан принимали участие в мероприятиях по уборке, озеленению и благоустройству территорий за последние год-два (56%), что на 12 п.п. меньше в сравнении с 2019 г. Доля россиян, у которых такой опыт отсутствует, соответственно, выросла за рассматриваемый период с 31% до 43%.

На фоне снижения общей вовлеченности в мероприятия по благоустройству территорий несколько ослабла готовность россиян участвовать и в предстоящем весеннем субботнике. Если пять лет назад в нем планировали принять участие 63%, то сегодня — 57%. Среди тех, кто уже был на подобных экомероприятиях за последние год-два, эта доля достигает 78%. Не планируют весеннее благоустройство 34% наших сограждан.

Активных участников субботников (принимали участие в последние годы и планируют это сделать весной), в общей сложности насчитывается 44%. Чаще всего речь идет о россиянах в возрасте 35 лет и старше (46-53% vs. 30-31% среди 18-34-летних), работниках бюджетных организаций (65%), а также жителях небольших населенных пунктов (до 100 тыс. человек) и сел (54% и 53% соответственно). Судя по тому, что «бюджетники» демонстрируют максимальную вовлеченность в корпоративные субботники (см. ниже), не исключено, что их участие может носить добровольно-принудительный характер. Жители Москвы и Санкт-Петербурга подобные мероприятия предпочитают игнорировать: 81% не были на субботниках и не собираются принимать участие в предстоящей весенней уборке территорий.

В последние годы субботник стал рассматриваться как элемент корпоративной культуры, общественно полезная разновидность тимбилдинга. В ходе опроса 55% работающих россиян ответили, что в их компании проводятся такие мероприятия: каждый второй принимает в них участие (49%), 6% — не принимают. Чаще всего о своем участии в корпоративных субботниках говорят работники бюджетных организаций — 73% (vs. 46% среди работников коммерческих структур).

Кто, если не мы?

Несмотря на снижение вовлеченности в подобного рода экомероприятия, в российском обществе по-прежнему доминирует мнение, что субботники необходимы и в них должны участвовать обычные граждане (77%, 2019 г. — 78%). Чаще эту точку зрения разделяют женщины (81% vs. 72% мужчин), а также категории граждан, которые сами активно участвуют в субботниках — россияне 35+ лет (35-44 лет — 78%, 45-59 лет — 81%, 60+ лет — 84%), «бюджетники» (86%), жители сел и городов с населением до 100 тыс. человек (88% и 84% соответственно).

Еще 17% убеждены, что в подобных мероприятиях нет надобности, поскольку чистота и порядок — забота коммунальных служб (2019 г. — 19%). Сторонников этой позиции больше среди молодежи (18-24 лет — 28%, 25-34 лет — 30%), а также жителей обеих столиц и городов-миллионников (39% и 26% соответственно).

7 апреля 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 7 апреля 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8083; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0147; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0789. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: 

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Скажите, пожалуйста, за последние год-два Вы принимали или не принимали участие в субботниках — мероприятиях по уборке, озеленению, благоустройству двора, улицы и других территорий?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2019

2024

Да, принимал участие

68

56

Нет, не принимал участие

31

43

Затрудняюсь ответить

1

1

Скажите, а Вы планируете или не планируете стать участником весеннего субботника в этом году?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2019

2024

Да, планирую

63

57

Нет, не планирую

32

34

Затрудняюсь ответить

5

9

Уровень вовлеченности россиян в субботники

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Участвовали в субботниках за последние год-два и планируют участвовать этой весной

44

19

37

46

42

54

53

Не участвовали в субботниках за последние год-два и не планируют участвовать этой весной

56

81

63

54

58

46

47

Скажите, пожалуйста, в компании, организации, где Вы работаете, проводятся субботники или нет? Если проводятся, то Вы принимаете в них участие или не принимаете?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от работающих)

 

2024

Да, проводятся и я принимаю в них участие

49

Да, проводятся, но я не принимаю в них участие

6

Нет, не проводятся

41

Затрудняюсь ответить

4

Люди по-разному относятся к субботникам. Одни считают, что субботники необходимы и в них должны участвовать обычные граждане, облагораживая территорию вокруг себя. Другие считают, что обычным гражданам нет необходимости участвовать в субботниках, так как есть коммунальные службы, которые и должны заниматься благоустройством, уборкой, озеленением. А как считаете Вы?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2019

2024

Субботники необходимы и в них должны участвовать обычные граждане, облагораживая территорию вокруг себя

78

77

В субботниках и в участии в них обычных граждан нет необходимости, поскольку это работа коммунальных служб

19

17

Затрудняюсь ответить

3

6

Люди по-разному относятся к субботникам. Одни считают, что субботники необходимы и в них должны участвовать обычные граждане, облагораживая территорию вокруг себя. Другие считают, что обычным гражданам нет необходимости участвовать в субботниках, так как есть коммунальные службы, которые и должны заниматься благоустройством, уборкой, озеленением. А как считаете Вы?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Субботники необходимы и в них должны участвовать обычные граждане, облагораживая территорию вокруг себя

77

72

81

65

63

78

81

84

В субботниках и в участии в них обычных граждан нет необходимости, поскольку это работа коммунальных служб

17

20

14

28

30

15

14

11

Затрудняюсь ответить

6

8

5

7

7

7

5

5

Иван Грузинов
Эксперт ВЦИОМ—Консалтинг

Отношение к субботникам как к форме низового объединения людей для достижения общих целей с годами претерпело серьезные изменения. Согласно результатам опроса, в 2024 г. россияне продемонстрировали интерес к участию в субботниках: несмотря на то, что такого рода активность россиян за последние годы уменьшилась, люди по-прежнему готовы вместе благоустраивать общественные пространства. Тем не менее для развития такого рода активностей, формат именно субботника нуждается в изменениях: молодежь все меньше готова участвовать в таких мероприятиях, предпочитая иные формы вовлечения в общественные инициативы, например, в виде волонтерства или благотворительности, а чаще готовы прийти на субботник люди старше 35 лет.


17 апреля 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07