Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Сергей Коньков/ТАСС
Экономика

Автомобилизация России: мониторинг

Почти две трети российских семей владеют одним или несколькими автомобилями. Еще 8% планируют приобрести машину в течение ближайшего года.
Фото:
Коротко о главном
  • За минувшие 15 лет в России на 23 п.п. стало больше семей, где есть автомобиль (63% против 40% в 2008 г.). 
  • Доля семей, где есть иномарка, выросла на 36 п.п. — до 72%, а отечественные бренды стали встречаться реже: подержанными российскими автомобилями владеют 30% (−21 п.п.) семей автовладельцев, а новыми — 7% (−6 п.п.).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • За минувшие 15 лет в России на 23 п.п. стало больше семей, где есть автомобиль (63% против 40% в 2008 г.). 
  • Доля семей, где есть иномарка, выросла на 36 п.п. — до 72%, а отечественные бренды стали встречаться реже: подержанными российскими автомобилями владеют 30% (−21 п.п.) семей автовладельцев, а новыми — 7% (−6 п.п.).

МОСКВА, 15 марта 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, сколько российских семей имеют автомобили, какие машины предпочитают и для каких целей их используют.

Сколько и каких автомобилей в семьях россиян?

Две трети российских семей владеют одним или несколькими личными автомобилями (63%): за прошедшие 15 лет уровень автомобилизации повысился, семей, где есть автомобиль, стало больше на 23 п.п. (40% в 2008 г.). Семей, владеющих одним автомобилем, стало больше на 9 п.п. (46% в 2023 г. vs. 37% в 2008 г.), 17% сообщили, что в их семье два и более автомобиля, что на 14 п.п. больше по сравнению с 3% в 2008 году.

  • Среди семей с плохим или очень плохим материальным положением больше тех, у кого в домохозяйстве нет автомобиля (48% vs. 37% со средним и 27% с хорошим или очень хорошим достатком).
  • Наличием двух и более автомобилей выделяются семьи с хорошим или очень хорошим материальным положением (25% vs. 16% со средним и 10% с низким достатком).

В течение последних 15 лет россияне активно «пересаживались» на иномарки: к 2023 году количество иномарок в личном пользовании увеличилось до 72%, что на 36 п.п. больше по сравнению с 36% в 2008 году; при этом за 15 лет доля семей автовладельцев отчественных автомобилей сократилась на 27 п.п. (37% в 2023 г. и 64% в 2008 г. среди семей автовладельцев). Доля иномарок выросла за счет увеличения парка подержанных машин: +34 п.п. (59% в 2023 г. vs. 25% в 2008 г. среди семей автовладельцев), уровень владения новой иномаркой не изменился (13% в 2023 г. и 11% в 2008 г. среди семей автовладельцев). Сейчас как подержанные, так и новые автомобили отечественных марок можно встретить реже, чем 15 лет назад: подержанными российскими автомобилями владеют 30% (−21 п.п.) семей автовладельцев, а новыми — 7% (−6 п.п.).

  • Новую иномарку чаще можно встретить в семье с хорошим или очень хорошим материальным положением семьи (25% vs. 10% со средним и 6% с плохим или очень плохим), а подержанный автомобиль отечественной марки — скорее в семье с плохим или очень плохим уровнем материального благополучия, чем со средним или хорошим (44% vs. 31% и 21% соответственно).

 

Если покупать автомобиль, то какой и зачем?

В 2023 году о намерении приобрести автомобиль заявили 25% россиян, что на 11 п.п. больше, чем в 2008 г. (14%). Покупка авто чаще рассматривается не в краткосрочной, а в среднесрочной перспективе в 2-3 года.

Как и 15 лет назад, большинство не планирует приобретать автомобиль: 73% в 2023 и 82% в 2008 году.

  • Заинтересованных в покупке нового автомобиля больше среди семей с хорошим или очень хорошим материальным положением (29% vs. 21% и 23% среди семей, чье материальное благополучие среднее или плохое соответственно).

Спектр целей покупки авто разнообразен. Превалируют цели, указывающие, что автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения, помощник, рабочая лошадка: 32% дали ответ «для своих нужд», еще 23% сказали, что автомобиль для них — средство передвижения. Россияне также говорили о семейных поездках (14%), о путешествиях на автомобиле (13%), работе на автомобиле (13%), поездках на работу (12%). В качестве целей приобретения авто звучало проведение досуга: поездки на дачу, за город, на рыбалку (по 8%). 7% опрошенных сказали, что автомобиль они хотят купить для того, чтобы возить детей.

  • Отношение к автомобилю как к средству передвижения больше всего распространено в молодежной группе 18-24 года (32% vs. 20-25% в других возрастных группах).
  • Автомобиль для семейных поездок больше всех интересует 25-34-летних россиян (24% vs. 14% среди всего населения).
  • Для работы автомобиль чаще намереваются купить мужчины, чем женщины (18% vs. 8%), больше всех эта цель интересует 45-59-летних (21% vs. 13% среди всего населения).
  • Женщины чаще мужчин говорят о поездках на автомобиле на работу (16% vs. 9%).

Высказавшие желание купить автомобиль в течение ближайшего года больше ориентированы на покупку подержанного, а не нового авто (57% и 37% соответственно); видимо, россияне не ожидают улучшения ситуации на авторынке России в ближайшее время. Среди тех, кто хотел бы совершить покупку в будущие 2-3 года, приоритет смещается в сторону нового автомобиля: среди планирующих покупку в будущие 2-3 года новый автомобиль выбирают на 9 п.п. больше россиян, чем среди заявивших о желании купить автомобиль в ближайший год (46% и 37% соответственно). Причем в долгосрочной перспективе новые автомобили — как иномарки, так и отечественные бренды, — выбираются с одинаковой частотой (24% и 22% соответственно). Отношение к новым отечественным автомобилям в долгосрочной перспективе лучше, чем в краткосрочной (планируют купить 22% vs. 16% соответственно), очевидно, россияне рассчитывают на развитие отечественного автопрома в ближайшие 2-3 года.

  • Семьи с хорошим или очень хорошим материальным положением чаще других рассматривают для покупки новую иномарку (10% vs. 4% и 6% среди семей со средним или низким достатком соответственно).

 

 

18 февраля 2023 г

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

 Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 18 февраля 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7696; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0183; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0718. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: https://profi.wciom.ru/principy_standarty/korporativnyj-standart-po-izmereniyu-rezultativnosti-oprosov-sputnik-vciom/

 

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Скажите, пожалуйста, в Вашей семье есть автомобиль или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2008

2023

Да, есть один автомобиль

37

46

Да, есть больше одного автомобиля

3

17

Нет

58

37

Затрудняюсь ответить / отказ от ответа

1

0

Скажите, пожалуйста, в Вашей семье есть автомобиль или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных, 2023 г.)

 

Все опрошенные

Материальное положение семьи:
очень хорошее, хорошее

Материальное положение семьи:
среднее

Материальное положение семьи:
плохое, очень плохое

Да, есть один автомобиль

46

46

47

42

Да, есть больше одного автомобиля

17

25

16

10

Нет

37

29

37

48

Какой автомобиль имеется в Вашей семье?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех у кого есть автомобиль)

 

2008

2023

Новый автомобиль отечественной марки

13

7

Подержанный автомобиль отечественной марки

51

30

Новая «иномарка»

11

13

Подержанная «иномарка»

25

59

Затрудняюсь ответить / отказ от ответа / нет ответа

3

1

Какой автомобиль имеется в Вашей семье?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех у кого есть автомобиль, 2023 г.)

 

Все опрошенные

Материальное положение семьи:
очень хорошее, хорошее

Материальное положение семьи:
среднее

Материальное положение семьи:
плохое очень плохое

Новый автомобиль отечественной марки

7

8

8

5

Подержанный автомобиль отечественной марки

30

21

31

44

Новая «иномарка»

13

25

10

6

Подержанная «иномарка»

59

58

59

57

Затрудняюсь ответить/Отказ от ответа/Нет ответа

1

0

2

1

Собираетесь ли Вы (Ваша семья) приобрести автомобиль?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2008

2023

Да, в течение ближайшего месяца

1

1

Да, в течение полугода

2

3

Да, в течение года

3

5

Да, в ближайшие 2-3 года

8

16

Нет

82

73

Затрудняюсь ответить

5

2

Собираетесь ли Вы (Ваша семья) приобрести автомобиль?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Материальное положение семьи:
очень хорошее, хорошее

Материальное положение семьи:
среднее

Материальное положение семьи:
плохое очень, плохое

Да, в течение ближайшего месяца

1

1

1

1

Да, в течение полугода

3

3

3

1

Да, в течение года

5

6

5

2

Да, в ближайшие 2-3 года

16

19

15

16

Нет

73

68

73

77

Затрудняюсь ответить

2

3

3

3

Скажите, пожалуйста, какой автомобиль Вы хотите приобрести?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто собирается приобрести автомобиль)

 

2008

2023

Новый, отечественной марки

22

20

Подержанный, отечественной марки

15

12

Новую «иномарку»

25

23

Подержанную «иномарку»

24

37

Затрудняюсь ответить/ Не определился, думаю

14

8

Скажите, пожалуйста, какой автомобиль Вы хотите приобрести?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто собирается приобрести автомобиль)

 

Все опрошенные

Материальное положение семьи:
очень хорошее, хорошее

Материальное положение семьи:
среднее

Материальное положение семьи:
плохое очень, плохое

Новый, отечественной марки

20

20

19

21

Подержанный, отечественной марки

12

10

13

9

Новую «иномарку»

23

35

17

28

Подержанную «иномарку»

37

24

43

35

Затрудняюсь ответить / не определился, думаю

8

11

8

8

Скажите, пожалуйста, какой автомобиль Вы хотите приобрести?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто собирается приобрести автомобиль)

 

Все опрошенные

Да, в течение года и меньше

Да, в ближайшие 2-3 года

Новый, отечественной марки

20

16

22

Подержанный, отечественной марки

12

16

9

Новую «иномарку»

23

21

24

Подержанную «иномарку»

37

41

35

Затрудняюсь ответить/ Не определился, думаю

8

6

10

Скажите, пожалуйста, для каких целей Вы хотите купить автомобиль?

(открытый вопрос, до трех ответов, % от тех, кто собирается приобрести автомобиль, 2023 г.)

 

Все опрошенные

Мужчины

Женщины

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Для личного пользования / для себя / для своих нужд

32

34

30

33

33

26

40

20

Как средство передвижения

23

24

21

32

20

20

22

25

Для семьи / семейные поездки

14

16

12

2

24

18

10

5

Для путешествий / на отдых

13

15

12

15

13

13

13

14

Для работы

13

18

8

2

8

15

21

15

Ездить на работу

12

9

16

18

11

9

15

10

Для удобства / комфорта / безопасности

11

10

12

19

17

10

4

9

Для поездок за город / на дачу / на рыбалку

8

6

9

0

3

9

12

20

Возить детей

7

5

10

6

7

13

2

9

В магазин за продуктами

4

2

6

3

4

1

6

2

Поменять старый автомобиль на новый/обновить машину

3

3

3

4

1

4

1

9

В подарок ребенку / жене / внукам

2

3

2

0

1

2

5

4

Другое

2

3

0

3

3

2

0

0

Затрудняюсь ответить

2

2

2

0

3

1

1

2

Ирина Скворцова
Эксперт ВЦИОМ

«2022 год для российского автомобильного рынка был самым тяжелым за целых полвека! Сильнее отечественное производство снижалось только в 1974 году. Уровень падения выпуска к 2021 году составил 67%! Что это — печальный, но короткий эпизод или начало долгого периода деградации автомобильного рынка?
Не все здесь зависит от производителей. Большую роль в будущем рынка играют и потребительские настроения. Сегодня автомобиль занимает важное место в жизни людей: он перестал быть роскошью, им владеют две трети российских семей, а 17% из них имеют даже не один, а два и более автомобиля!
Если посмотреть на динамику последних 15 лет, то с 2008 года россияне активно пересаживались на иномарки. Доля иномарок среди всех автомобилей в частном владении выросла до 72%. Сложился стойкий стереотип: иномарки все равно качественные, даже если им больше десяти лет. Особенно это подчеркивалось в отношении японских машин: «самая лучшая инвестиция небольших свободных средств — в японскую подержанную машину, которую можно и через 10 лет дорого продать». 
И вот при таком огромном спросе 2022 год преподносит сюрприз — больше 10 иностранных производителей уходят с рынка, 6 заводов останавливаются, а из 60 марок авто на рынке России остается только 14! Как ответил потребитель? Приобретение новой машины для семьи в краткосрочной перспективе откладывается. Те, кто все-таки планирует покупку в течение ближайшего года, склоняются к покупке подержанного, а не нового авто. Но если рассматривать более длительную перспективу — два-три года, — то больше россиян планируют покупку нового авто (46%).
Смогут ли в новой ситуации быть востребованными новые отечественные автомобили? Давайте посмотрим, как распределились потребительские предпочтения: в долгосрочной перспективе новые автомобили — как иномарки, так и отечественные бренды, — выбираются с одинаковой частотой (24% и 22% соответственно); отношение к новым отечественным автомобилям в долгосрочной перспективе лучше, чем в краткосрочной (планируют купить 22% vs. 16% соответственно).
Итак, спрос на авто, скорее всего, не будет сильно снижаться — привычка иметь автомобиль, даже чтобы «ездить в булочную», укрепилась. Рынок ждет качественного предложения и готов рассматривать новые отечественные автомобили в качестве реального варианта для покупки. Осталось их произвести…»

 


15 марта 2023
Денис Афанаско
ведущий консультант ВЦИОМ-Консалтинг

«Развитие российского автомобильного рынка последних 20 лет определялось экспансией иностранных брендов, и это дало свои плоды. По данным последнего опроса ВЦИОМ за последние 15 лет количество иномарок в личном пользовании увеличилось на 36 п.п и достигло в 2023 году 72%.

Однако, чисто количественным доминированием дело не ограничилось. Иностранные бренды не только эффективно трудились над имиджем, продуктовым совершенством своих автомобилей, качеством обслуживания клиентов, но и шли дальше – они конструировали определенный стиль жизни, ценности, привлекательный образ будущего. В этом они опирались на целую систему маркетинговых исследований, что позволяло формировать довольного и лояльного потребителя.

Поэтому, уход иностранных брендов даже стал для многих эмоциональным шоком. Исчез не только хороший продукт, но и что-то «привычное», «очень удобное» и «хорошо обернутое» – то, что позволяло комфортно себя чувствовать в социальном и ментальном плане.

Опрос ВЦИОМ показывает, что нынешнее желание россиян покупать новый отечественный автомобиль не низко, но и не велико – 20% респондентов. Безусловно, на изменения данного показателя влияет и будет влиять описанный контекст, да и имидж российского автопрома, который был во многом дискредитирован неудачными попытками его развития в 90-х годах.

Сегодняшний момент дает отличные перспективы и возможности для возрождения отечественной автоиндустрии. И мы убеждены, что этим шансом удастся воспользоваться. Госполитика, программы финансирования, появление новых и возрожденных российских автобрендов, а также планы традиционных марок вселяют оптимизм.

Однако для того, чтобы по-настоящему завоевать нашего уже искушенного потребителя, предложить ему действительно достойный выбор (а не оставаться просто опциями, которые сейчас доступны), российским брендам следует активно внедрять опыт иностранных автомобильных концернов. А именно, основывать разработку новых моделей, а также выстраивать продуктовые, маркетинговые стратегии, систему обслуживания автомобилей на основе исследований, то есть в тесном взаимодействии с потребителем. Именно по такому пути пошли китайские автопроизводители, демонстрирующие сейчас великолепные результаты. 

Это безусловно будет способствовать выводу наших автомобилей и на внешние рынки, что уже значится в стратегиях ведущих отечественных автобрендов».


15 марта 2023
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07