Аналитический обзор
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Общество

ДЛЯ ВЕРЫ ГОД НЕ ВРЕМЯ

В различных группах населения до сбалансированности, как правило, далеко. Выявилась любопытная закономерность: чем больше человек в состоянии получить от других людей, купить, тем больше он верит в себя самого. Для веры в самого себя важно то, что человек получает от других людей.
Фото:
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:


МОСКВА, 17 марта 2002 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опросов, проведенных по выборке, репрезентативной для взрослого (18 лет и старше) население России по полу, возрасту, уровню образования, региону и типу населенного пункта.

Автор текста: А.А. Голов

У абсолютного большинства россиян вера в себя за 2001-й год не изменилась — осталась такой же, как была (60%) — или ее не было и нет (4%). Изменения, которые все-таки происходили, в целом можно считать сбалансированными: у 17% россиян вера в себя повысилась, у 16% — понизилась. (Опрос ВЦИОМ 25-28 января, 1600 человек от 18 лет и старше).

В различных группах населения до сбалансированности, как правило, далеко. Выявилась любопытная закономерность: чем больше человек в состоянии получить от других людей, купить, тем больше он верит в себя самого. Для веры в самого себя важно то, что человек получает от других людей.

Вера в других людей – вещь почти столь же прочная, как и вера в себя самого. Такой же, как была год назад, вера в людей осталась у 57% россиян, не было и нет ее — у 6%. Но при этом, по данным ВЦИОМ, в последние годы в стране наблюдается все больше разочарованных в людях людей. По итогам 1999-го года, вера в людей повысилась у 11% россиян, а понизилась – у 21%, вдвое большего числа. По итогам 2000-го года – уже втрое большего. По итогам 2001-го года, в четыре-пять раз большего! Причем нарастающее разочарование наблюдается не только в масштабах страны в целом, но и во всех вычленяемых нами социально-демографических группах, включая и группу лиц с высокой покупательной способностью. Всеобщее взаимное разочарование… Впрочем, бывало и покруче. По итогам “шокового” 1992-го года, вера в людей повысилась тогда у 3% россиян, а понизилась – у 32%, десятикратный разрыв! По итогам 1997-го, этот показатель повысился у 4%, понизился у 22%.

И что в итоге, что на будущее? Уверенность в будущем продолжает у россиян преобладать. По итогам 2001-го года, она осталась такой же, как была, у 44% россиян, ее не было и нет — у 14%. Но от года к году все больше тех, у кого уверенность в будущем понизилась, и меньше тех, у кого она повысилась. По итогам 1999-го года, тех и других — поровну (23%-23%), в январе 2001-го года – почти вдвое больше тех, у кого уверенность в будущем за минувший год понизилась, а не повысилась (24-14), в январе 2002-го года – почти втрое больше (29-11).

Спасительной для собственного будущего представляется на сегодняшний день (впрочем, как и на вчерашний) разве что высокая покупательная способность. Возможность много получать от других людей. При том, что сама вера в людей (в других людей) – из года в год снижается.

Вместе с тем, драматизировать нынешнюю ситуацию преждевременно. Если вернуться к тому же 1992-му, то, согласно данным ВЦИОМ, уверенность в будущем за год тогда повысилась у 6% россиян, а понизилась у 39%.

Опрос 2002 года проводился 25-28 января в 83 населенных пунктах 33 регионов страны (150 точек опроса), участвовало 1600 человек. Допустимая погрешность – в пределах 3.8%.

25-28 января 2002 года

Инициативный всероссийский опрос

1600 человекДанные опросов, проведенных по выборке, репрезентативной для взрослого (18 лет и старше) населения России по полу, возрасту, уровню образования, региону и типу населенного пункта.

-

Допустимая погрешность – в пределах 3.8%.

-

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07