Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Культура

Мессенджеры в школе: новый каркас учебного процесса?

Для большинства опрошенных учителей, школьников и родителей мессенджеры — основной и самый удобный канал коммуникации для обсуждения школьных вопросов; в мессенджерах чаще всего ценят отсутствие спама и безопасность.
Фото:
Коротко о главном
  • Абсолютное большинство опрошенных школьников старше 14 лет, школьных учителей и родителей учеников 1-11 классов пользуются мобильными мессенджерами (96%, 96%, 95% соответственно).
  • Ежедневно в школьных чатах общаются 86% учителей, 71% школьников и 59% родителей.
  • Для большинства опрошенных целевых аудиторий мессенджеры являются основным (доля согласных — 80-87%) и самым удобным (82-89%) каналом коммуникации по школьным вопросам.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Абсолютное большинство опрошенных школьников старше 14 лет, школьных учителей и родителей учеников 1-11 классов пользуются мобильными мессенджерами (96%, 96%, 95% соответственно).
  • Ежедневно в школьных чатах общаются 86% учителей, 71% школьников и 59% родителей.
  • Для большинства опрошенных целевых аудиторий мессенджеры являются основным (доля согласных — 80-87%) и самым удобным (82-89%) каналом коммуникации по школьным вопросам.

МОСКВА, 21 ноября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса об использовании мессенджеров при обсуждении школьных вопросов.

Мессенджеры: в мобильном приложении или соцсетях?

Ежедневную коммуникацию сегодня сложно представить без мессенджеров — сервисов для мгновенного обмена текстовыми и мультимедийными сообщениями. По результатам опроса, абсолютное большинство опрошенных школьников старше 14 лет, школьных учителей и родителей учеников 1-11 классов пользуются мобильными приложениями-мессенджерами (96%, 96% и 95% соответственно).

Цели использования

Личное общение является главным назначением мессенджеров во всех целевых аудиториях (96% среди родителей, по 94% среди школьников и учителей), но не единственным: мессенджеры стали незаменимыми помощниками и на работе, и в образовательном процессе. В первую очередь это касается учителей («по работе» — 93%); после личного общения учебные вопросы на втором месте идут у школьников («по собственной учебе» — 78%), а у родителей эта цель занимает третье место («по учебе/занятиям ребенка» — 58%).

Популярные мессенджеры в обсуждении школьных вопросов

Школьные вопросы — предмет ежедневного обсуждения представителей целевых аудиторий в мессенджерах или соцсетях. Ежедневно для этой цели к ним обращаются 86% учителей, 71% школьников и 59% родителей.

В топ-3 самых популярных мессенджеров у школьников вошли «ВКонтакте» и/или «VK Мессенджер» (62%), Telegram и WhatsApp (58% и 55% соответственно). Четвертую и пятую строчки заняли Viber (14%) и TikTok (5%).

Всего в родительских чатах состоят 84% опрошенных учителей. Среди родителей в них состоят 82%, а еще у 15% опрошенных состоит другой член семьи.

Далее результаты ответов учителей и родителей представлены по тем, кто лично состоит в родительских чатах (84% и 82% соответственно)

В топ-5 наиболее популярных мессенджеров, используемых учителями для обсуждения школьных вопросов, вошли WhatsApp, Telegram, «ВКонтакте» и/или «VK Мессенджер», Viber и «Сферум». У опрошенных родителей в этот рейтинг вошли WhatsApp, Viber, Telegram, «ВКонтакте» и/или «VK Мессенджер» и «Одноклассник»и.

Для обсуждения школьных вопросов подавляющее большинство школьников (88%) и учителей (82%) используют до трех мессенджеров и соцсетей, тогда как половина родителей — один (53%).

Идея разделить аккаунт внутри одного мессенджера на школьный и личный с настройкой оповещений для каждого как опция обсуждается давно и наиболее близка учителям: потенциальный интерес к ней высказали более половины опрошенных в этой целевой группе (56%). Среди школьников и родителей такая возможность представляет интерес для каждого третьего (36% и 33% соответственно).

Обоснование выбора и важные характеристики

Для большинства опрошенных целевых аудиторий мессенджеры являются основным (доля согласных с суждением — 80-87%) и самым удобным (82-89%) каналом коммуникации по школьным вопросам.

Участники образовательного процесса (учителя, школьники, родители) одинаково ценят в мессенджерах отсутствие спама (53-57%) и безопасность, защиту данных (49-51%). Каждый второй опрошенный школьник и педагог также отмечали поддержку мессенджера с разных устройств (50% и 48% соответственно). Школьники чаще других целевых аудиторий считают важной настройку/отключение уведомлений отдельных чатов (49%) и разнообразие функций и инструментов для общения (46%), а учителя — защиту переписки от нежелательного контента (50%).

Если бы у представителей целевых групп была возможность самостоятельно выбрать мессенджер для обсуждения школьных вопросов, они бы учитывали следующие топ-3 критерия: удобный и понятный интерфейс (69-76%), защищенность данных от третьих лиц (66-73%), разнообразие технологий и инструментов для общения, обмена файлами, интеграции с другими платформами (43-58%).

Отношение к голосовым сообщениям

Абсолютное большинство от всех опрошенных во всех целевых аудиториях в том или ином виде используют голосовые сообщения (95-97%). Как правило, школьники, учителя и родители отправляют сами и получают голосовые сообщения от других: 80%, 68% и 66% соответственно.

Независимо от цели общения (по личным, рабочим или школьным вопросам) отношение к голосовым сообщениям в представленных группах преимущественно позитивное или нейтральное. Максимальный уровень одобрения их использования в личном общении зафиксирован в группе школьников (81%), среди учителей и родителей он составляет 65% и 64% соответственно. Что касается общения по школьным вопросам, то доли положительных и нейтральных оценок оказались примерно равны во всех опрошенных целевых группах: по 41% среди школьников, по 38% среди родителей, 34% и 37% среди учителей. Использование голосовых сообщений при решении рабочих вопросов приветствуют 44% опрошенных родителей и 34% учителей.

Представители анализируемых целевых групп хотели бы, чтобы в мессенджере появилась функция преобразования голосовых сообщений в текст (76% среди учителей, 68% — среди родителей). Наибольший запрос на подобный функционал демонстрируют школьники (90%).

Лично Вы пользуетесь или не пользуетесь мессенджерами в соцсетях и (или) мобильных приложениях?

(закрытый вопрос, не более 2-х ответов, в % от всех опрошенных в группах)

 

Школьники

Родители школьников

Учителя

Пользуюсь мобильными приложениями-мессенджерами

96

95

96

Пользуюсь опцией отправки сообщений в социальных сетях

43

45

49

В каких целях Вы пользуетесь мессенджерами?

(закрытый вопрос, любое количество ответов, в % от всех опрошенных в группах)

 

Школьники

Родители школьников

Учителя

Личное общение

94

96

94

По работе

1

63

93

По собственной учебе

78

11

29

По учебе / занятиям своих детей

0

58

46

При заказе и получении товаров и услуг

37

48

51

Другое

1

1

0

Отказ от ответа

1

1

0

Пояснительный текст респонденту:

Следующие вопросы будут касаться использования мессенджеров по школьным вопросам — учебным и организационным.

Школьникам:

Просим Вас как ученика отвечать про использование мессенджеров для общения с учителями и одноклассниками по вопросам, касающимся Вашей учебы в школе.

Родителям:

Просим Вас как родителя отвечать про использование мессенджеров в рамках общения по вопросам, касающимся учебы ребенка — с учителями, классным руководителем и другими родителями.

Учителям:

Просим Вас как учителя отвечать про использование мессенджеров в рамках Вашей работы в школе для общения с родителями и учениками, а также с коллегами из школы.
 

Как часто Вы пользуетесь мессенджерами или соцсетями для обсуждения школьных вопросов?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных в группах)

 

Школьники

Родители школьников

Учителя

Многократно в течение дня

33

23

51

Ежедневно

38

36

35

Несколько раз в неделю

22

24

10

Несколько раз в месяц

4

7

1

Реже раза в месяц

1

3

1

Не пользуюсь

2

6

1

Затрудняюсь ответить

0

1

1

Вы лично или другой член Вашей семьи состоите или не состоите в «родительских чатах» в мессенджерах или в социальных сетях для обсуждения школьных вопросов? Родительский чат — это групповой чат для общения родителей, чьи дети ходят в один класс, и/или классного руководителя/педагога.

(закрытый вопрос, один ответ, в % от опрошенных родителей)

 

Пояснительный текст к вопросу для респондента:

В данном вопросе просим Вас как родителя ответить про использование чатов для общения по вопросам, касающимся учебы ребенка — с учителями, классным руководителем и другими родителями.

 

Родители школьников

Да, я лично состою

82

Да, но не я, а другой член семьи

15

Нет

3

Затрудняюсь ответить

0

Вы лично состоите или не состоите в «родительских чатах» в мессенджерах или в социальных сетях для обсуждения школьных вопросов?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от опрошенных учителей)

 

Пояснительный текст к вопросу для респондента:

В данном вопросе просим Вас ответить про использование чатов в рамках Вашей работы в школе для общения с родителями и учениками, а также с коллегами из школы.

 

Учителя

Да, я лично состою

84

Нет

16

Затрудняюсь ответить

0

Сколько всего мессенджеров и соцсетей Вы лично используете для обсуждения школьных вопросов?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто пользуется мессенджерами для обсуждения школьных вопросов (в группах учителей и родителей — % от тех, кто лично состоит в родительских чатах))

 

Школьники

Родители школьников

Учителя

Один

23

53

25

Два

45

35

37

Три

20

6

20

Четыре

5

4

8

Пять и более

5

2

10

Затрудняюсь ответить

3

1

0

Укажите мессенджеры и соцсети, которыми Вы пользуетесь для обсуждения школьных вопросов

(закрытый вопрос, любое число ответов, в % от тех, кто пользуется мессенджерами для обсуждения школьных вопросов (в группах учителей и родителей — % от тех, кто лично состоит в родительских чатах))

 

Школьники

Родители школьников

Учителя

ВКонтакте и/или VK Мессенджер

62

16

33

Telegram

58

22

46

WhatsApp

55

71

76

Viber

14

32

25

TikTok

5

1

1

Сферум

2

1

7

Одноклассники (сайт/приложение)

1

3

5

Skype

1

1

2

Facebook*(сайт и/или приложение и/или мессенджер)

0

1

1

ICQ

0

0

0

Другое

1

0

1

Затрудняюсь ответить

3

1

1

 

* Решением Тверского районного суда города Москвы от 21.03.2022 г. деятельность Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) запрещена на территории РФ.

Исходя из Вашего личного опыта, насколько Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями: «Для меня мессенджер /соцсеть — это …»

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто пользуется мессенджерами для обсуждения школьных вопросов (в группах учителей и родителей — % от тех, кто лично состоит в родительских чатах))

 

Школьники

Родители школьников

Учителя

 

ОСНОВНОЙ канал информации и/или общения по школьным вопросам

Полностью согласен(-на)

35

42

34

Скорее согласен(-на)

45

45

52

Скорее не согласен(-на)

13

9

12

Полностью не согласен(-на)

3

2

2

Затрудняюсь ответить

4

2

0

 

САМЫЙ УДОБНЫЙ канал информации и/или общения по школьным вопросам

Полностью согласен(-на)

38

47

39

Скорее согласен(-на)

44

42

50

Скорее не согласен(-на)

11

6

8

Полностью не согласен(-на)

3

2

1

Затрудняюсь ответить

4

3

2

Какие характеристики и функциональные возможности важны для Вас в мессенджерах, которые Вы используете для общения по школьным вопросам?

(закрытый вопрос, любое число ответов, в % от тех, кто пользуется мессенджерами для обсуждения школьных вопросов (в группах учителей и родителей — % от тех, кто лично состоит в родительских чатах))

 

Школьники

Родители школьников

Учителя

Отсутствие спама, рекламных рассылок

53

57

56

Безопасность и защита личных данных/данных моих детей от доступа третьих лиц

49

49

51

Поддержка с разных устройств (компьютер/ мобильный телефон)

50

34

48

Возможности настройки/ отключения уведомлений отдельных чатов

49

42

36

Защита переписки от нежелательного/ запрещенного контента

37

37

50

Возможность доступа к разным школьным сообществам (канал всей школы, класса и т.д.)

42

29

36

возможности загружать и хранить объемные файлы, необходимые для учебы

44

23

37

Разнообразие функций и инструментов для общения:

46

21

31

Возможность создать отдельный аккаунт только для обсуждения школьных вопросов

31

34

34

Возможность интеграции со школьным расписанием, электронным дневником и журналом

31

25

25

Другое

0

0

0

Затрудняюсь ответить

5

4

1

Если бы выбор мессенджера для общения по школьным вопросам зависел только от Вас, какие 3 главных критерия Вы бы учитывали при выборе?

(закрытый вопрос, не более 3 ответов, в % от тех, кто пользуется мессенджерами для обсуждения школьных вопросов (в группах учителей и родителей — % от тех, кто лично состоит в родительских чатах))

 

Школьники

Родители школьников

Учителя

Простота использования — удобный и понятный интерфейс 

69

73

76

Безопасность — доступ к личным данным и перепискам не получат третьи лица

68

66

73

Технологичность и широкий функционал — разнообразие технологий и инструментов для общения, обмена файлами, интеграции с другими платформами и др.  

58

43

53

Поддержка на нескольких устройствах

35

29

34

Популярность — мессенджером активно пользуются

31

30

26

Другое

0

1

0

Затрудняюсь ответить

4

5

2

Если бы Вы могли внутри одного мессенджера разделить аккаунт на школьный и личный с настройкой оповещений для каждого (интервал времени приёма сообщений, звуковое оповещение), Вы сделали бы такое разделение или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто пользуется мессенджерами для обсуждения школьных вопросов (в группах учителей и родителей — % от тех, кто лично состоит в родительских чатах))

 

Школьники

Родители школьников

Учителя

Точно бы сделал(а)

24

23

39

Скорее бы сделал(а)

12

10

17

Скорее бы НЕ сделал(а)

12

14

8

Точно бы НЕ сделал(а)

7

7

2

Затрудняюсь ответить / мне всё равно

45

46

34

Уточните, пожалуйста, пользуетесь ли Вы голосовыми сообщениями в мессенджерах?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных в группах)

 

Школьники

Родители школьников

Учителя

Отправляю сам(а) и получаю от других

80

66

68

Отправляю сам(а), но не получаю от других

1

1

1

Не отправляю сам(а), но получаю от других

16

28

27

Не отправляю сам(а) и не получаю от других

1

4

3

Затрудняюсь ответить

2

1

1

Как лично Вы относитесь к голосовым сообщениям в мессенджерах, если они используются…

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Школьники

Родители школьников

Учителя

 

В личном общении: с близкими, друзьями

Положительно

81

64

65

Нейтрально

17

28

27

Отрицательно

1

7

7

Затрудняюсь ответить

1

1

1

 

В общении по школьным вопросам, связанным с учебой

Положительно

41

38

34

Нейтрально

41

38

37

Отрицательно

16

21

28

Затрудняюсь ответить

2

3

1

 

В общении по рабочим вопросам
(Прим. для учителей: не связанными с учебным процессом)

Положительно

44

34

Нейтрально

35

37

Отрицательно

18

26

Затрудняюсь ответить

3

2

Вы бы хотели или не хотели, чтобы в мессенджере была функция расшифровки голосовых сообщений в текст?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных в группах)

 

Школьники

Родители школьников

Учителя

Очень хотел(-а) бы

68

35

42

Скорее хотел(-а) бы

22

33

34

Скорее НЕ хотел(-а) бы

2

5

6

Совсем НЕ хотел(-а) бы

0

2

2

Мне всё равно

6

19

13

Затрудняюсь ответить

2

6

3

Массив данных

С 21 по 27 октября 2022 г.

Общероссийский интернет-опрос целевых аудиторий 

Объем выборки: школьников — 852, родителей школьников — 855, учителей — 747 респондентов.Целевые аудитории опроса — граждане России, которые пользуются мессенджерами: (1) школьники в возрасте от 14 до 18 лет, (2) родители учеников 1–11 классов школы, (3) учителя школ. Объем выборки: школьников — 852, родителей школьников — 855, учителей — 747 респондентов.

Общероссийский интернет-опрос целевых аудиторий по онлайн-панели. После таргетирования на заданные параметры приглашения к участию в опросе рассылались случайно отобранным адресатам.

-

-

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07