Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Культура

"ОТЦЫ И ДЕТИ": МОЛОДЕЖЬ В РОССИИ

Фото:
Коротко о главном
  • Около половины респондентов из самой молодой (18–24) и самой старшей (старше 60 лет) групп (49 и 50% соответственно) полагают, что поколения «отцов» и «детей» не в состоянии понять друг друга.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Около половины респондентов из самой молодой (18–24) и самой старшей (старше 60 лет) групп (49 и 50% соответственно) полагают, что поколения «отцов» и «детей» не в состоянии понять друг друга.

МОСКВА, 20 июля 2004 г. Проблема «отцов и детей» и взаимодействия поколений не теряет своей актуальности в современной России. Исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показало, что за последние три года в России произошла резкая смена во взаимоотношениях поколений. Кратко ее можно охарактеризовать так: между «отцами» и «детьми» растет пропасть непонимания.

За это время заметно (с 22 до 42%) возросла доля респондентов, полагающих, что между этими поколениями нет и не может быть понимания в виду разного жизненного опыта. И заметно уменьшилась вера в то, что сама возможность взаимопонимания между поколениями обеспечивается просто тем, что все мы живем в одной стране и являемся гражданам одного государства.

Около половины респондентов из самой молодой (18–24) и самой старшей (старше 60 лет) групп (49 и 50% соответственно) полагают, что поколения «отцов» и «детей» не в состоянии понять друг друга. В то же время в остальных возрастных группах так считают несколько реже – от 34 до 39% опрошенных.

Богатые и высокообразованные россияне несколько более оптимистично смотрят на проблему. Невозможность взаимопонимания между этими поколениями чаще отмечают опрошенные с начальным образованием (46%, в то время как среди респондентов с высшим образованием – 38%), а также – заметно чаще – респонденты с низкими доходами. Так, среди респондентов с душевыми доходами менее 1500 рублей в месяц этой точки зрения придерживаются 52%, в то время как среди респондентов с душевыми доходами более 5001 рубля – лишь 29%.

Современной российской молодежи чаще всего респонденты приписывают такие качества, как агрессивность (50%), цинизм (40%), активность и инициативность (38%), образованность (30%). И крайне редко к нашей молодежи относят бескорыстие (1%), искренность (3%) и честность (3%).

Типичные качества людей старшего возраста – трудолюбие (62%), патриотизм (46%), душевность (21%). И очень редко к ним относят агрессивность и цинизм (по 4%).

Респонденты из разных возрастных групп в целом сходно выстраивают иерархию типичных качеств и молодого, и старшего поколений. Впрочем, логично, что, характеризуя молодежь, 18–24-х и 25–34-летние респонденты несколько чаще акцентируют внимание на ее положительных качествах, а респонденты старше 60 лет – на отрицательных. И наоборот, выделяя типичные черты людей старшего возраста, опрошенные из старших возрастных групп чаще, чем респонденты из молодежных групп, подчеркивают позитивные качества старшего поколения.

Так, например, агрессивность молодежи отметили 59% респондентов старше 60 лет и 41% респондентов 18–24 лет, ее цинизм – соответственно 44 и 31%. А образованность молодежи подчеркнули 24% опрошенных старше 60 лет и 37% 18–24-летних, верность товарищам – соответственно 5 и 17%. Что же касается качеств, в наибольшей степени присущих людям старшего возраста, то их трудолюбие отметили 66% респондентов старше 60 лет и 55% – 18–24 лет, душевность – 23 и 16% соответственно.

Кумиры современной российской молодежи, по мнению опрошенных, – это, прежде всего, поп- и рок-звезды, представители «золотой» молодежи (47%), успешные бизнесмены, олигархи (38%), герои телесериалов (30%) и спортсмены (22%). И редкие респонденты относят к кумирам молодежи революционеров (1%) и современных отечественных политиков (4%), за исключением В. Путина, которого кумиром молодежи назвали 10% опрошенных.

При этом респонденты 18–24 лет заметно чаще, чем в среднем по массиву опрошенных, к кумирам молодежи относят поп- и рок-звезд, «золотую» молодежь (52%), успешных бизнесменов, олигархов (42%), спортсменов (37%), В. Путина (14%). Интересно, что представления респондентов с высшим образованием о кумирах молодежи заметно ближе мнению самой молодежи на эту тему, чем представления опрошенных с начальным образованием.

 

26-27 июня 2004 г.

Общероссийский опрос

Опрашивалось 1538 чел.Опрос проведен в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России.

интервью по месту жительства.

Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

-

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07