Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Виталий Невар/ТАСС
Экономика

Подготовка к учебному году

Выборочная экономия — доминирующая стратегия подготовки школьников к новому учебному году среди российских родителей. Главная статья экономии — техника.
Фото:
Коротко о главном
  • Каждый второй родитель при подготовке детей к школе экономит на некоторых товарах (52%).
  • Главная статья экономии родителей школьников — техника (компьютер, планшет, принтер и др.) — 34%.
  • 77% родителей школьников считают, что следует ввести школьную форму.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Каждый второй родитель при подготовке детей к школе экономит на некоторых товарах (52%).
  • Главная статья экономии родителей школьников — техника (компьютер, планшет, принтер и др.) — 34%.
  • 77% родителей школьников считают, что следует ввести школьную форму.

МОСКВА, 15 сентября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного экономическим тактикам родителей школьников при подготовке к новому учебному году и отношению к введению школьной формы.

Потребительские стратегии родителей

Выборочная экономия — самая распространенная потребительская стратегия родителей в этом году при покупке товаров к школе: к группе «бережливых» можно отнести каждого второго (52%). Эта стратегия наиболее близка женщинам (58%), жителям городов с населением от 100 до 500 тыс. человек (64%) и семьям со средними потребительскими возможностями (61%). Четверть опрошенных сообщили, что не экономят на товарах к школе и могут позволить себе все необходимое (25%). Отцы школьников давали такой ответ в 2,3 раза чаще матерей (36% vs. 16%), а в группе оценивающих свое материальное положение как хорошее эта стратегия доминирует (52%).

Каждому пятому при подготовке детей к школе приходится экономить практически на всем (22%). Среди многодетных родителей (3 школьника в семье) этой стратегии придерживаются 40%, а в группе наименьших потребительских возможностей — каждый второй (50%).

На чем экономим?

Прежде всего экономия при подготовке к новому учебному году затрагивает сегмент техники — компьютеры, планшеты и др. (34% среди родителей школьников). В группе «бережливых» эту статью расходов сокращает каждый второй (50%). Об экономии на остальных товарах рассказали 4-14%; несколько чаще это касается товаров для занятий в секции, кружке (14%), сезонной одежды и канцелярских принадлежностей (по 11%). Реже — обуви, учебников, рабочих тетрадей (по 4%).

Школьной форме — быть!

За четыре года отношение россиян к введению школьной формы несколько изменилось. Большинству наших сограждан по-прежнему близка идея о введении школьной формы (72%), однако за последние 4 года доля ее сторонников несколько снизилась (−10 п.п., 2018 г. — 82%). Уровень поддержки этой инициативы чуть выше среди родителей школьников, в частности 5-8-классников (77%, 81% соответственно). В необходимости введения школьной формы также в большей степени убеждены матери (82%), родители в возрасте 45-59 лет (86%) и проживающие в крупных городах с населением 500-950 тыс. человек (84%). В перечне главных аргументов ее сторонников — представление о том, что школьная форма обеспечивает равноправие, искореняет дискриминацию в учебном заведении (40% среди россиян и 41% среди родителей школьников) и дисциплинирует учащихся (по 25%). Заметно реже отмечается привлекательность школьной формы («красиво, аккуратно, опрятно» — по 9%).

Каждый пятый россиянин выступает против введения единого стиля одежды для учащихся (19%), среди родителей примерно столько же — 18%. Уровень критических оценок несколько выше в группе молодых родителей 25-34 лет (28%) и москвичей и петербуржцев (23%). Ключевая причина негативного отношения к школьной форме среди россиян в целом — отсутствие индивидуальности (22%), среди родителей школьников — высокая стоимость формы (27%).

29-30 июля 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Объем целевой аудитории — 443 респондента.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 29 июля 2022 г.: коэффициент кооперации (КК*) = 0,7988; минимальный коэффициент ответов (МКО**) = 0,0190; коэффициент достижимости (КД***) = 0,1346.

Основные показатели результативности опроса 30 июля 2022 г.: коэффициент кооперации (КК*) = 0,8220; минимальный коэффициент ответов (МКО**) = 0,0211; коэффициент достижимости (КД***) = 0,1548.

Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех не состоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Если говорить о Ваших тратах в связи с началом учебного года, то какое из перечисленных суждений лучше всего описывает Ваше положение?

(закрытый вопрос, один ответ, % от родителей школьников)

 

Родители школьников

При покупке товаров к школе приходится экономить практически на всем

22

При покупке товаров к школе мы экономим на некоторых товарах

52

Мы не экономим на товарах к школе, можем позволить себе все, что необходимо

25

Затрудняюсь ответить

1

На чем из перечисленного Вы будете стараться экономить в первую очередь?

(закрытый вопрос, до пяти ответов, % от родителей школьников)

 

Родители школьников

Техника (компьютер, планшет, принтер и так далее)

34

Товары для занятий в секции, кружке, музыкальной / художественной школе и так далее

14

Сезонная одежда (на осень/зиму)

11

Канцелярские принадлежности: тетради, ручки, альбомы и прочее

11

Школьная сумка / рюкзак / ранец

10

Школьная форма

7

Одежда для занятий спортом / физкультурой

7

Сменная обувь для школы

7

Сезонная обувь (на осень/зиму)

6

Учебники, рабочие тетради

4

Обувь для занятий спортом/физкультурой

4

На всем будем экономить

10

Не занимаюсь такими покупками, не могу ответить

5

Другое

5

Затрудняюсь ответить

4

Не отвечали на вопрос

26

Как Вы считаете, следует или не следует в школах вводить школьную форму?

(закрытый вопрос, один ответ, % по всем опрошенным)

 

2012*

2013*

2018*

2022

Безусловно да / скорее да

77

66

82

72

Безусловно нет / скорее нет

18

17

15

19

Затрудняюсь ответить

5

17

3

9

* Опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Как Вы считаете, следует или не следует в школах вводить школьную форму?

(закрытый вопрос, один ответ, % по группам)

 

Все опрошенные

Родители школьников

Безусловно да

35

42

Скорее да

37

35

Скорее нет

11

12

Безусловно нет

8

6

Затрудняюсь ответить

9

5

Как Вы считаете, следует или не следует в школах вводить школьную форму? И почему?

(открытый вопрос, любое число ответов, % по группам, % от тех, кто считает, что стоит вводить)

 

Все опрошенные

Родители школьников

Равноправие / нет дискриминации

40

41

Дисциплинирует

25

25

Красиво / аккуратно / опрятно

9

9

Сам носил форму и считаю это верным решением

5

3

Организовывает на учебу / дети становятся ответственными

4

2

Это верное решение (без уточнений)

4

4

Идентифицирует ребенка как школьника

4

5

Проще собрать ребенка в школу

4

5

Современная молодежь одевается плохо

2

2

Удобно

1

2

Воспитание/окультуривание

1

0

Повышение рейтинга школы

1

1

Придает уверенность, определенное состояние психики

0

0

Необходим дресс-код

0

0

Другое

1

0

Затрудняюсь ответить

1

0

Как Вы считаете, следует или не следует в школах вводить школьную форму? И почему?

(открытый вопрос, любое число ответов, % по группам, % от тех, кто считает, что не стоит вводить)

 

Все опрошенные

Родители школьников

Должна быть индивидуальность / я против обезличивания

22

17

Высокая стоимость формы

16

27

Это не принесет положительного результата / не повлияет на уровень образованности

13

2

Дополнительные расходы

12

11

Это ограничение / нарушение свободы выбора / это не армия

7

6

Пусть одеваются как хотят

6

3

Свободная форма одежды удобнее, комфортнее

5

4

В школьной форме неудобно/жарко

4

5

Я против этой инициативы в целом / сам носил форму и не хочу, чтобы было как в прошлом, в СССР

4

7

Привыкли к свободной форме одежды

3

0

Низкое качество школьной формы

3

3

Дети не хотят носить школьную форму

2

3

Без формы свободнее

1

1

Необходим дресс-код

0

1

Другое

3

7

Затрудняюсь ответить

1

2

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07