Аналитический обзор
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Общество

Продукты впрок, или об искусстве делать запасы

У большинства россиян сегодня есть запасы продуктов питания. За 30 лет изменилась мотивация покупать впрок: сегодня чаще делают запасы из-за опасения роста цен, чем из-за возможного дефицита.
Фото:
Коротко о главном
  • Большинство россиян декларируют, что имеют продуктовые запасы (85%).
  • Увеличили продуктовые запасы по сравнению с прошлым годом 8% россиян, у 61% они остались неизменными (23% в 1992 г.).
  • Почти половина наших сограждан запасаются продуктами из-за возможного роста цен в будущем (46%, в 1992 г. — 40%), проблема товарного дефицита волнует 29% опрошенных (−13 п.п., 1992 г. — 42%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Большинство россиян декларируют, что имеют продуктовые запасы (85%).
  • Увеличили продуктовые запасы по сравнению с прошлым годом 8% россиян, у 61% они остались неизменными (23% в 1992 г.).
  • Почти половина наших сограждан запасаются продуктами из-за возможного роста цен в будущем (46%, в 1992 г. — 40%), проблема товарного дефицита волнует 29% опрошенных (−13 п.п., 1992 г. — 42%).

МОСКВА, 13 апреля 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, как за три десятилетия изменились объем продовольственных запасов россиян и мотивы их создания.

Большинство россиян декларируют, что имеют продуктовые запасы (85%). По сравнению с 1992 годом этот показатель увеличился на 14 п.п. (1992 г. — 71%). Доля не имеющих запасов сократилась на 6 п.п. (1992 г. — 19%, 2022 г. — 13%).

Более половины граждан имеют столько же запасов, сколько и в прошлом году (61%) — за тридцать лет эта доля увеличилась более чем на треть (+38 п.п., 1992 г. — 23%). Доля тех, кто нарастил запасы продуктов по сравнению с прошлым годом, за рассматриваемый период не изменилась (8%). Уменьшились продовольственные запасы за год еще у 16% наших сограждан, в 1992 году этот показатель был в 2,5 раза выше (40%).

За тридцать лет изменилась мотивация, по которой россияне делают продуктовые запасы. Если в 1992 году граждане запасались в равной степени и из-за опасения повышения цен (40%), и из-а возможного товарного дефицита (42%), то сейчас доминирующим опасением является рост цен (46%). Отсутствие товаров в продаже сегодня реже беспокоит российских граждан, чем в 1992 (29%, −13 п.п. к февралю-марту 1992 г.).

Мотивация создания продовольственных запасов варьируется в зависимости от места проживания. Каждый второй житель села делает запасы в связи с опасением, что вырастут цены (55%), в Москве и Санкт-Петербурге этим мотивом руководствуется каждый третий (35%). Жителей обеих столиц и городов с населением 100-500 тыс. человек чаще беспокоит возможное отсутствие товаров на полках (по 38% vs 21% среди жителей села).

5 апреля 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.

Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

Сменим тему. Сколько запасов продуктов питания есть сейчас у Вас (Вашей семьи) по сравнению с тем, что было год назад?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

1992*

2022

Запасов вообще нет

19

13

Запасов примерно столько же, сколько год назад

23

61

Запасов больше, чем год назад

8

8

Запасов меньше, чем год назад

40

16

Трудно сказать определенно

10

2

*В 1992 г. массовый опрос проходил по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения от 16 лет, объем выборки — 1944.

Сменим тему. Сколько запасов продуктов питания есть сейчас у Вас (Вашей семьи) по сравнению с тем, что было год назад?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2022

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Запасов вообще нет

13

10

16

14

13

13

Запасов примерно столько же, сколько год назад

61

49

52

56

67

67

Запасов больше, чем год назад

8

11

10

7

5

7

Запасов меньше, чем год назад

16

27

19

21

14

11

Трудно сказать определенно

2

3

3

2

1

2

Чего Вы опасаетесь больше, когда делаете запасы продуктов питания: повышения цен на них или их отсутствия в продаже?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

1992*

2022

Повышения цен

40

46

Отсутствия продуктов в продаже

42

29

Не делаю запасов

10

16

Другое

2

7

Затрудняюсь ответить

6

2

*В 1992 г. массовый опрос проходил по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения от 16 лет, объем выборки — 1944.

Чего Вы опасаетесь больше, когда делаете запасы продуктов питания: повышения цен на них или их отсутствия в продаже?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2022

Москва и Санкт-Петербург

Города — миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Повышения цен

46

35

46

47

37

49

55

Отсутствия продуктов в продаже

29

38

28

27

38

24

21

Не делаю запасов

16

16

18

14

16

17

13

Другое

7

10

6

9

6

7

8

Затрудняюсь ответить

3

1

2

3

3

3

3

Степан Львов
Директор по стратегическому развитию ВЦИОМ

«Прошло уже четверть века, как нет продовольственного дефицита, как не было и резкого повышения цен на продукты питания. Тем не менее, абсолютное большинство россиян продолжают делать продуктовые запасы – ведь только каждый седьмой признался, что не запасается впрок. За тридцать лет наша запасливость никуда не делась, хоть резоны и поменялись.

Сказать, что причиной этого является память о «тощих» девяностых, тоже нельзя: ведь значительная часть сегодняшних россиян слышала о них только из рассказов старших родственников. Скорее всего, мы наблюдаем укорененный в сознании граждан механизм, являющийся частью комплекса адаптационных паттернов, позволяющих россиянам довольно успешно противостоять кризисам – по крайней мере, быть к ним морально готовыми».


21 мая 2022
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07