Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Общество

Профессия «учитель»: вчера и сегодня

Экономический кризис в значительной мере обесценил усилия властей по улучшению материального положения учителей и повышению престижа этой профессии в обществе.
Фото:
Коротко о главном
  • 34% россиян ставят учителям за работу «отлично» или «хорошо», 41% - «удовлетворительно»
  • При этом 37% опрошенных считают профессию учителя непрестижной, 42% - не позволяющей жить в материальном достатке
  • Состояние образования в стране 31% россиян оценивают плохо, 48% - средне
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 34% россиян ставят учителям за работу «отлично» или «хорошо», 41% - «удовлетворительно»
  • При этом 37% опрошенных считают профессию учителя непрестижной, 42% - не позволяющей жить в материальном достатке
  • Состояние образования в стране 31% россиян оценивают плохо, 48% - средне

МОСКВА, 26 августа 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают работу школьных учителей и состояние сферы образования в стране.

Престижность профессии учителя в условиях сложной экономической ситуации в стране снизилась, выйдя на уровень 2008 г. Однозначно престижной профессию педагога называет 21% (в 2014 и 2008 гг. – 23%), противоположной точки зрения придерживаются 37% (в 2014 г. – 27%, в 2008 г. – 35%). Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении материального аспекта профессии. Так, доля тех, кто полагает, что зарплаты учителей позволяют им успешно жить, сегодня составляет 15% (в 2014 г. – 18%, в 2008 г. – 11%), не согласны с этим 42% - меньше, чем в 2008 г. – 48% (в 2014 г. – 29%).

При этом работу учителей в стране в целом 34% опрошенных оценивают выше среднего, 41% - удовлетворительно. 62% респондентов, имеющих детей и внуков школьного возраста, довольны их преподавателями. Только 14% считают, что большинство школьных учителей сегодня не справляются со своими обязанностями. Несоответствие профессиональным требованиям чаще всего связывают с низким уровнем зарплат (29%), большой нагрузкой (12%), а также отсутствием необходимой квалификации, опыта (10%) и личной незаинтересованностью в работе (11%).

Однако сравнение с прошлым опытом – явно не в пользу нынешнего преподавательского состава. С 2000 по 2016 гг. в полтора раза (с 32% до 53%) выросла доля респондентов, считающих, что нынешние учителя учат хуже, чем те, что преподавали когда-то самим опрошенным. В то же время об обратном говорят только 13% (с 24%).

Общее состояние сферы образования в стране россияне сегодня оценивают также, как и 8 лет назад: скорее средне (48% в 2016 г. и 50% в 2008 г.) или неудовлетворительно (31% и 36%, соответственно), чем хорошо (14% и 10%). При этом опрошенные уверены в постепенном ухудшении ситуации: с 34% во 2 кв. 2015 г. до 41% в 3 кв. 2016 г. выросла доля тех, кто отмечает негативные изменения в образовательной сфере. В то же время доля положительных ответов снизилась с 21% до 14%.

По данным компании «Медиалогия», в российских СМИ за 5 лет было зафиксировано более 3,5 млн. сообщений, в которых упоминаются учителя и преподаватели.

Данные комментирует Председатель Правления ВЦИОМ Константин Абрамов: «В последние несколько лет на фоне экономического кризиса в нашем обществе изменилось отношение к профессии учителя. Престижность снизилась до уровня 2008 года, материальный аспект существования учителя – уровень доходов, не позволяет нашим гражданам считать труд учителя достойно оплачиваемым, а профессию престижной. Более категоричны респонденты стали в оценке качества работы учителей. Ситуация существенно ухудшилась по сравнению с 2000 годом. Наши граждане считают, что их учили лучше, чем сейчас. И пусть ностальгические нотки в оценках всегда преобладали (конечно, раньше учителя были лучше) важна тенденция, что тех, кто считает современных учителей более профессиональными, становится меньше».

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 20-21 августа 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 31 800 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь 2012 – август 2016. 

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07