Аналитический обзор
Фото:
Политика

Родина – это звучит гордо!

Россияне гордятся их гражданством, историей, культурой, наукой и армией страны и не готовы променять Родину на заграницу.
Фото:
Коротко о главном
  • От 82% до 90% россиян гордятся историей, культурой, наукой и армией страны
  • События, чаще всего вызывающие гордость: присоединение Крыма к России (14%), Олимпиада в Сочи (12%)
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • От 82% до 90% россиян гордятся историей, культурой, наукой и армией страны
  • События, чаще всего вызывающие гордость: присоединение Крыма к России (14%), Олимпиада в Сочи (12%)

МОСКВА, 16 сентября 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, частью какой общности россияне ощущают себя в большей степени, какие события последних лет вызывают гордость. 

Ключевым признаком самоидентификации для россиян остается принадлежность к России: 59% опрошенных прежде всего называют себя гражданами страны.

Подавляющее большинство россиян гордятся историей (90%) и культурой (88%) страны, сильной армией (90%), наукой (82%). Предметом гордости также являются спорт (75%), позиция России на международной арене (72%). Причем за последние годы патриотические чувства заметно окрепли. На этом фоне выделяется отношение к уровню жизни населения: данный вопрос вызывает высокое чувство только у 19%, тогда как 76% не могут сказать того же.

Среди событий последних полутора десятилетий отмечается значимость, прежде всего, присоединения Крыма (14%), Зимней Олимпиады в Сочи (12%) и укрепления состояния Вооруженных Сил (10%), а среди ныне живущих россиян каждый четвертый опрошенный (25%) наиболее достойным называет президента страны.

Покинуть Родину навсегда ради лучшей жизни (в частности, после получения наследства) большинство россиян (70%) не готово. Среди тех, кто рассматривает такую возможность (всего 23%) чаще встречается молодежь (36% от 18 до 24 лет), москвичи и петербуржцы (32%).

По данным компании «Медиалогия», в 2016 году было зафиксировано более 120 тыс. сообщений о патриотизме в российских СМИ. Данная тема, в основном, упоминалась: в контексте акции «Бессмертный полк», в контексте Дня памяти и скорби, высказывания Владимира Путина о том, что «национальная идея в РФ есть, это патриотизм, никакой другой идеи придумывать не надо», патриотическое воспитание, идеи создания рейтинга патриотизма регионов.

Данные комментирует аналитик ВЦИОМ Иван Леконцев: «Воссоединение с Крымом весной 2014 года оказало большое влияние на восприятие россиянами самих себя и своей страны. Гордость за страну взлетела до самого высокого уровня. Опрошенные по-новому взглянули на отечественную армию и на позицию России в мире.  Два из трех самых популярных событий последнего десятилетия также связаны с Крымом. Следующая область внешнеполитической гордости для россиян – успехи наших спортсменов. Олимпиада в Рио не попала в этот список лишь потому, что опрос респондентов проводился до её начала. Однако прошло более двух лет и «эффект Крыма» заметно снизился. В вопросе самоидентификации опрошенных вновь растет доля «космополитных» ответов «просто человек».

Нежелание россиян уезжать в другую страну вполне понятно: многие опрошенные настроены патриотично, а также боятся языковых, культурных и бюрократических барьеров, с которыми сталкиваются эмигранты. Ведь большинство россиян никогда не покидало пределы нашей страны, менее чем у трети есть загранпаспорт и лишь около 10% летом ездят в отпуск за границу».

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 18-19 июня 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 32 000 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь - сентябрь 2016. 

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07