Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Александр Щербак/ТАСС
Экономика

Совместное потребление: арендовать или покупать?

Около 15% россиян имеют опыт «шеринга», т.е. совместного потребления товаров и услуг. Наибольшей популярностью пользуются транспортные шеринговые сервисы — аренда автомобилей, самокатов и велосипедов.
Фото:
Коротко о главном
  • Более половины россиян в той или иной степени осведомлены о возможности совместного использования товаров и услуг (56%).
  • Четверть россиян, знакомых с шеринг-экономикой, практиковали совместное потребление (26%). Наиболее востребованная услуга — аренда автомобиля (40%).
  • У большинства опрошенных опыт совместного использования товаров и услуг положительный (90% среди практиковавших его).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Более половины россиян в той или иной степени осведомлены о возможности совместного использования товаров и услуг (56%).
  • Четверть россиян, знакомых с шеринг-экономикой, практиковали совместное потребление (26%). Наиболее востребованная услуга — аренда автомобиля (40%).
  • У большинства опрошенных опыт совместного использования товаров и услуг положительный (90% среди практиковавших его).

МОСКВА, 21 июля 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян об опыте совместного потребления товаров и услуг.

Все общее

В мире активно набирает обороты экономика совместного потребления, или шеринг-экономика*, а коллективное пользование благами становится частью нашей повседневности. Более половины россиян в той или иной степени знакомы с возможностью совместного потребления различных товаров и услуг (56%). Хорошо осведомлен об этой практике каждый седьмой (15%), слышали о совместном потреблении без подробностей 41%, примерно столько же ничего о нем не знают (43%).

Осведомленность о шеринг-экономике обусловлена возрастом (среди 18-34-летних наслышаны о подобных практиках 69—70%), высшим образованием (61%), урбанизованностью (в Москве и Санкт-Петербурге о совместном использовании знают 65%) и медиапотреблением. В силу того, что коллективный доступ к продукту предоставляется через онлайн-сервисы, общая информированность о шеринге выше у активных пользователей интернета (66% vs. 32% среди активных телезрителей).

Вовлеченность в совместное потребление

Опыт совместного потребления есть у 26% россиян, знакомых с данной услугой (или 14% от всех россиян). Типичный пользователь шеринг-экономики сегодня — молодой человек 25-34 лет (43%), чаще мужчина (30%), имеющий высшее образование (33%), с хорошим материальным положением (34%), проживающий в одной из столиц или городе-миллионнике (48-39%), активно пользующийся интернетом (36%). Среди хорошо осведомленных о совместной экономике имеют реальный опыт совместного потребления 55%.

Самыми «прошеринными» оказались жители Северо-Западного федерального округа: 38% от числа осведомленных о совместном использовании практиковали его, что в полтора раза выше общероссийского уровня.

 

Наиболее востребован среди наших сограждан прокат автомобилей (каршеринг) — у 40% от числа практикующих совместную экономику, но в пересчете от общего числа опрошенных это всего 6%. То есть рынок каршеринга в России имеет большой потенциал к дальнейшему росту, как и рынки совместного пользования других товаров и услуг в целом.

Вторую и третью строчки также занимает транспорт — самокаты, или кикшеринг (22% от числа практикующих совместное потребление и 3% от населения), и велосипеды, или велошеринг (12% от целевой аудитории и 2% от числа россиян).

  • Типичные пользователи каршеринга в России — мужчины (45%), граждане среднего возраста (59% среди 35-44-летних), москвичи и петербуржцы (59%).
  • Велосипеды чаще арендуют женщины (22% vs 5% среди мужчин) и жители городов-миллионников (26%), а самокаты — молодежь 18-24 лет (55%) и жители городов поменьше (500-950 тыс. человек — 43%).

Бытовой прокат в наши дни не распространен — строительные инструменты арендовали 8% практикующих совместное использование, спортивный инвентарь и одежду — 4%, бытовую технику — 3%. Почти не пользуется спросом и шеринг недвижимости (3%). От общего числа наших сограждан — это всего 1% и меньше.

Три четверти россиян никогда не практиковали совместное потребление (74%), среди представителей старшего поколения и тех, кто пользуется интернетом эпизодически, таких большинство (92% и 95% соответственно).

Преимущества и недостатки шеринга

Абсолютное большинство россиян, имеющих опыт совместного потребления, отзываются о нем положительно (90%). Основные преимущества данной услуги, по мнению россиян, — экономия денежных средств (45%) и удобство (40%). Далее следуют доступность и возможность разового использования (15% и 13% соответственно). Коллективное пользование также позволяет избежать издержек, связанных с приобретением новой вещи: нет нужды в самой покупке (8%), обслуживании (6%) и хранении (6%).

Лишь 4% россиян высказываются о совместном потреблении отрицательно (в группе практиковавших его), 6% — безразлично. Критики концепции отмечают такие ее недостатки, как низкое качество предоставляемой услуги или плохое техническое состояние товара, высокая стоимость, а также необходимость договариваться с другими пользователями.

*От англ. share — делиться.

8 июля 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1604 опрошенныхВ опросе приняли участие 1604 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 8 июля 2022 г.: 1604 опрошенных, коэффициент кооперации (COOP1) = 0,8451; минимальный коэффициент ответов (RR1) = 0,0216; коэффициент достижимости (RR3) = 0,1420.

* Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех не состоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех номеров, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют абоненты выборочным критериям или нет.

*** Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех номеров, с учетом оценки доли случаев (e), соответствующих критериям отбора в общем количестве случаев, по которым отсутствует информация об их соответствии.

Скажите, Вы знаете, что-то слышали или ничего не знаете о совместном использовании товаров и услуг и их аренды? Например, аренду автомобилей, велосипедов, оборудования, прокат одежды, вещей и прочее

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Хорошо знаю об этом

15

24

27

15

15

5

Что-то слышал, но без подробностей

41

46

42

44

45

34

Ничего не знаю об этом

43

30

31

40

39

60

Затрудняюсь ответить

1

0

0

1

1

1

Скажите, пожалуйста, Вы когда-либо практиковали или нет совместное использование товаров и услуг, прокат вещей?

(закрытый вопрос, один ответ, % от осведомленных о шеринг-экономике)

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Да (впишите, чем именно)

26

48

39

24

27

16

12

Нет

74

51

60

76

73

84

87

Затрудняюсь ответить

0

1

1

0

1

0

0

Скажите, пожалуйста, Вы когда-либо практиковали или нет совместное использование товаров и услуг, прокат вещей? И если да, то какие именно товары или услуги Вы использовали?

(открытый вопрос, до 3-х ответов)

 

% от числа имеющих опыт совместного потребления

% от всех опрошенных

Автомобиль / машина / каршеринг

40

6

Самокат/электросамокат

22

3

Велосипед

12

2

Строительные инструменты / строительная техника

8

1

Коньки / ролики / лыжи / спортивный инвентарь

4

1<

Одежда

4

1<

Бытовая техника

3

1<

Квартира/дом

3

1<

Другое

3

1<

Затрудняюсь ответить

0

6

Как Вы оцениваете опыт совместного использования товаров и услуг, проката и аренды вещей — скорее положительно или скорее отрицательно?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто практиковал совместное использование товаров и услуг)

Скорее положительно

90

Скорее отрицательно

4

Ни положительно, ни отрицательно

6

Затрудняюсь ответить

0

А в чем именно Вы видите плюсы совместного использования товаров и услуг, проката и аренды вещей? Вы можете назвать до трех вариантов

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от числа имеющих положительный опыт совместного потребления)

Выгодно / экономия средств / дешевле

45

Удобно / проще

40

Доступность

15

Для разового использования / если редко пользуешься вещью

13

Не нужно покупать

8

Не нужно обслуживать/ремонтировать / нет расходов на содержание

6

Не нужно хранить / не занимает место хранения

6

Экономично / экономия ресурсов

6

Экологично / ответственное потребление

4

Можно опробовать и в дальнейшем купить

3

Большой выбор / возможность выбора

3

Быстрее

2

Другое

8

Затрудняюсь ответить

4

Александр Вилейкис
Продюсер книжных изданий Департамента издательских программ ВЦИОМ

«Экономика совместного использования с точки зрения ценностей прекрасно вписывается в любую картину мира, характерную для большинства россиян. С точки зрения любых ценностей — советских, постсоветских или, например, общеевропейских, — это безусловное добро. Одолжить дрель у соседа, когда возникла потребность раз в год просверлить два отверстия в стенке, вместо покупки нового электроприбора; арендовать автомобиль для поездки на выходные вместо постоянного содержания машины и так далее. Шерить — это совершенно нормально. Шеринг-экономика не только про удобство, но про сохранение окружающей среды. Многие практики, в особенности такие как фудшеринг (обмен излишками пищи), способны сократить голод и снизить объемы мусора, который либо отправляется на свалки, либо сжигается».


29 марта 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07