Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Культура

Свободное время и как мы его проводим

Кроме прогулок на природе мужчины любят мечтать и спать, а женщины — готовить и решать кроссворды.
Фото:
Коротко о главном
  • Топ-3 предпочтений россиян: гулять (87%), готовить еду (73%), мечтать (70%).
  • За 30 лет в 2,5 раза выросла доля россиян, которые любят решать кроссворды (28% vs. 69%).
  • С 1992 г. в 2 раза увеличился процент любителей турпоходов (31% vs. 61%). 
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Топ-3 предпочтений россиян: гулять (87%), готовить еду (73%), мечтать (70%).
  • За 30 лет в 2,5 раза выросла доля россиян, которые любят решать кроссворды (28% vs. 69%).
  • С 1992 г. в 2 раза увеличился процент любителей турпоходов (31% vs. 61%). 

МОСКВА, 28 июля 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, что любят делать россияне.

Гулять, готовить еду и фантазировать

Свободное время играет важнейшую роль в функционировании общества, а его содержательное наполнение является маркером и качества жизни человека, и достигнутого уровня развития всего общества. Занятия, которые выбирают люди, определяются их социально-экономическими потребностями, которые проявляются в интересах и реализуются в реальном поведении. 1990-е гг. оказались трудными: произошел спад производства и уровня доходов, привычная жизнь изменилась, а перспективы были туманными. В такие периоды беднеют и культурно-досуговые практики, на них попросту не остается сил и времени. В 1992 г. в топ-5 любимых занятий россиян входили прогулки на природе (57%), сон (51%), приготовление еды (49%), выпивка в хорошей компании (45%), мечты и фантазии (42%). За 30 лет досуг россиян стал намного разнообразнее, насыщеннее, но прогулки на свежем воздухе по-прежнему занимают лидирующие позиции — 87% (+30 п.п. к 1992 г.). Рост показателя может быть обусловлен урбанизацией, активным благоустройством городов парками, зонами отдыха, где приятно проводить время одному или с семьей.

На втором месте приготовление еды — 73% (+24 п.п.). Если 30 лет назад людям приходилось проявлять смекалку, чтобы накормить гостей, семью, то в наши дни любые продукты доступны, а разнообразие рецептов поражает. Сегодня приготовление пищи для многих стало хобби, способом проявления заботы о близких, раскрытия своих кулинарных талантов.

На третьем месте среди любимых занятий россиян сразу два варианта — мечтать, фантазировать и оставаться наедине с самим собой — 70% (+28-29 п.п. к 1992 г.). На это могли повлиять и высокий темп жизни, и просто больший выбор жизненных сценариев, возможностей и перспектив, о которых теперь можно помечтать.

Дифференциация досуговых предпочтений особенно отчетлива по возрасту, полу и образованию, в меньшей степени по потребительским возможностям и урбанизации:

  • Прогулки на свежем воздухе: чаще прогуливаются женщины (90%), молодежь 18-24 лет (92%), жители обеих столиц (90%).
  • Приготовление еды: преимущественно женское любимое занятие (81% vs. 65% у мужчин), процент выше среди россиян с хорошим материальным положением (82%), жителей Южного федерального округа (84%).
  • Мечтать, фантазировать: предпочитает молодежь до 35 лет (76-79%), а также россияне со средним специальным образованием (75%).
  • Оставаться наедине с собой: чаще других это любят делать женщины (77%), 18-24-летние (72%) и граждане старше 45 лет (73%); аудитория с высшим образованием (74%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (78%).

 

Петь, плясать и веселиться

В топ-5 любимых занятий россиян вошли кроссворды — их любят решать 69% наших сограждан. За три десятилетия показатель вырос в 2,5 раза (1992 г. — 28%). У женщин кроссворды занимают третье место (78%), а у россиян старше 60 лет — второе (75%). Можно предположить, что рост популярности такого досуга связан с доступностью кроссвордов самых разных видов, как в печатных изданиях, так и в онлайн-формате или в формате приложений для телефона. Две трети наших сограждан признались, что любят спать — 67% (+16 п.п. к 1992 г.), особенно это занятие популярно у молодежи 18-34 лет (83-84%) — сон занимает второе место после прогулок. В два раза выросла за три десятилетия популярность туристических походов — с 31% в 1992 г. до 61% в 2022 г. Сегодня это целая индустрия, предоставляющая желающим и организованные маршруты, и необходимое снаряжение, и специальный транспорт.

Каждый второй россиянин в наши дни любит танцевать — 53% (+13 п.п. к 1992 г.) и выпить в хорошей компании — 51% (+6 п.п.); чуть меньше отметили, что любят петь — 48% (+13 п.п.).

  • Туристические походы: чаще этот отдых выбирает активное трудоспособное население 25-44 лет (75-71%).
  • Танцевать: преимущественно женское любимое занятие (64% vs. 40% у мужчин), процент выше также среди 25-34-летних (59%).
  • Выпить в хорошей компании: предпочитают мужчины (58%), а также россияне старше 45 лет (56-55%).
  • Петь: чаще других поют женщины (56%) и 18-24-летние (54%).

 

Письма лично сам я на почту ношу…

С ростом числа магазинов выросло и число любителей шопинга: если в 1992 г. это был каждый третий (31%), то сегодня — каждый второй (45%). За покупками чаще можно встретить женщин (56% vs. 31% у мужчин) и молодежь 18-24 лет (66%). За три десятилетия в полтора раза увеличился процент тех, кто любит спорить (43% vs. 32% в 1992 г) и рассказывать анекдоты (42% vs. 28% в 1992 г). А доля игроков в карты практически не изменилась (40% vs. 36% в 1992 г.). Почти 40% россиян в наши дни с удовольствием бывают на охоте и рыбалке (39% vs. 26% в 1992 г.).

  • Спорить: чаще других предпочитают жители Москвы и Санкт-Петербурга (48%) и активные телезрители (47%).
  • Рассказывать анекдоты: преимущественно мужское любимое занятие (55% vs. 31% у женщин), процент выше также среди 18-24-летних (53%) и жителей Северо-Кавказского федерального округа (55%).
  • Играть в карты: в основном это делает молодежь 18-24 лет (67%).
  • Охотиться и рыбачить: предпочитают мужчины (57% vs. 24% у женщин), россияне 35-44 лет (46%), жители села (45%).
  • Играть в шахматы: «мужской» досуг (50% vs. 21% у женщин), популярный также в Северо-Кавказском федеральном округе (45%).
  • Писать письма: в 40% случаев это предпочитают делать женщины. 

Треть наших сограждан в свободное время любят играть в шахматы и писать письма (по 34%). Процент шахматистов вырос с 1992 г. в 1,7 раза (20%), а доля любителей эпистолярного жанра — в 2 раза (18%). Возможно, интерес к письмам связан с приходом в нашу жизнь электронной почты.

Все важнейшие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, в условиях жизни, отражаются на поведении людей и использовании ими времени. Свободное время — важнейший ресурс общества и маркер ценностных ориентаций населения. За 30 лет досуг россиян стал разнообразнее, число активных и продуктивных видов досуга увеличилось в разы, а игры в карты и выпивка в компании остались на прежнем уровне. Это значит, что мы стали проводить время с большей пользой для себя и близких.

19 июля 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 19 июля 2022 г.: 1600 опрошенных, коэффициент кооперации (COOP1) = 0,8380; минимальный коэффициент ответов (RR1) = 0,0229; коэффициент достижимости (RR3) = 0,1726.

* Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех не состоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех номеров, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют абоненты выборочным критериям или нет.

*** Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех номеров, с учетом оценки доли случаев (e), соответствующих критериям отбора в общем количестве случаев, по которым отсутствует информация об их соответствии.

Скажите, пожалуйста, Вы любите или нет…

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

1992*

2022*

Гулять в парке, лесу, на поле

57

87

Готовить еду

49

73

Мечтать, фантазировать

42

70

Оставаться наедине с самим собой

41

70

Решать кроссворды

28

69

Спать

51

67

Ходить в туристические походы

31

61

Танцевать

40

53

Выпить в хорошей компании

45

51

Петь

35

48

Ходить по магазинам

31

45

Спорить

32

43

Рассказывать анекдоты

28

42

Играть в карты

36

40

Охотиться, рыбачить

26

39

Играть в шахматы

20

34

Писать письма

18

34

* В 1992 году проводился квартирный опрос, метод: face-to-face. После зачитывания формулировки вопроса респонденту демонстрировалась карточка с напечатанными вариантами ответов. Ограничений на количество ответов не было.

* В 2022 году проводился телефонный опрос «Спутник», метод: CATI. После зачитывания формулировки вопроса респонденту зачитывались варианты ответа. Ограничений на количество ответов не было, по запросу респондента варианты ответа зачитывались повторно. Также респондент мог обозначать свое мнение после каждого озвученного варианта ответа.

Скажите, пожалуйста, Вы любите или нет…

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Гулять в парке, лесу, на поле

83

90

92

87

89

86

84

Мечтать, фантазировать

68

72

76

79

73

71

61

Спать

67

67

83

84

72

64

51

Готовить еду

65

81

78

70

72

77

72

Ходить в туристические походы

64

58

63

75

71

58

46

Оставаться наедине с самим собой

61

77

72

64

65

73

73

Выпить в хорошей компании

58

45

41

44

49

56

55

Решать кроссворды

58

78

62

62

64

74

75

Охотиться, рыбачить

57

24

38

42

46

39

32

Рассказывать анекдоты

55

31

53

39

42

48

34

Играть в шахматы

50

21

41

38

34

36

28

Спорить

43

44

46

41

43

47

41

Играть в карты

42

38

67

46

40

38

29

Танцевать

40

64

54

59

49

53

53

Петь

38

56

54

46

40

51

51

Ходить по магазинам

31

56

66

56

48

42

31

Писать письма

26

40

37

36

32

36

31

Скажите, пожалуйста, Вы любите или нет…

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Москва и Санкт-Петербург

Города- миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Гулять в парке, лесу, на поле

90

87

87

87

85

86

Оставаться наедине с самим собой

78

68

74

69

70

64

Спать

75

68

73

68

67

60

Готовить еду

71

71

69

72

76

77

Мечтать, фантазировать

69

65

72

71

71

73

Решать кроссворды

63

67

66

70

73

70

Ходить в туристические походы

55

61

58

64

61

62

Выпить в хорошей компании

53

51

54

55

53

43

Петь

52

47

47

44

45

51

Танцевать

49

56

52

54

55

52

Спорить

48

46

40

41

43

43

Рассказывать анекдоты

43

38

38

42

44

42

Играть в карты

41

45

42

37

41

36

Ходить по магазинам

38

40

44

48

50

43

Играть в шахматы

38

35

35

35

32

34

Писать письма

33

32

34

35

33

34

Охотиться, рыбачить

32

36

36

36

42

45

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07