Аналитический обзор
Фото: Василий Кузьмиченок/ТАСС
Культура

Тише едем — дальше будем?

По мнению россиян, популярность электросамокатов приводит к росту числа аварий. Предложение ограничить скорость передвижения на них до 25 км/ч находит поддержку у большинства граждан.
Фото:
Коротко о главном
  • С той или иной регулярностью электросамокатами пользуются 9% россиян.
  • Большинство граждан полагают, что популярность электросамокатов влияет на рост числа ДТП (81%).
  • По мнению россиян, к снижению количества происшествий с участием самокатов в первую очередь приведет ограничение скорости передвижения и возраста вождения (48% и 41% соответственно).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • С той или иной регулярностью электросамокатами пользуются 9% россиян.
  • Большинство граждан полагают, что популярность электросамокатов влияет на рост числа ДТП (81%).
  • По мнению россиян, к снижению количества происшествий с участием самокатов в первую очередь приведет ограничение скорости передвижения и возраста вождения (48% и 41% соответственно).

МОСКВА, 2 июня 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного мнению россиян о мерах регулирования движения на электросамокатах.

Популярность электросамокатов

 

Электросамокаты пока не получили широкого распространения в России: с той или иной периодичностью ими пользуются 9% наших сограждан, не пользуются — 91%.

Современный гаджет в первую очередь освоили молодые люди и жители мегаполисов, что во многом объясняется их ритмом жизни. Среди 18–24-летних электросамокатами пользуются 27%, среди молодежи постарше — каждый пятый (25–34 лет — 20%). Интерес к модному транспортному средству проявляют и жители городов-миллионников (14% vs 4% среди жителей сел), а больше всего самокатчиков можно встретить в Уральском федеральном округе (16%).

Несмотря на относительную популярность этого способа передвижения среди отдельных социально-демографических групп, поездки на самокате россияне совершают лишь в редких случаях, поэтому составить конкуренцию городскому транспорту и личному автомобилю он пока не может.

Электросамокаты и рост числа ДТП

 

По мнению 81% россиян, популярность электросамокатов влияет на рост числа аварий. Незначительным это влияние считает каждый второй (45%), сильным — 36%. Еще 7% не видят связи между популярностью электрических самокатов и числом ДТП.  

Это влияние россияне оценивают по-разному в зависимости от возраста и медиапредпочтений. Молодые люди 18–24 лет и активные пользователи интернета чаще убеждены в том, что рост числа самокатчиков несущественно отражается на количестве аварий (54% и 52% соответственно). Представители старшего поколения и активные телезрители, напротив, видят в электросамокатах большую опасность и считают их влияние серьезным (43% и 48% соответственно).

Мнения, что электросамокаты становятся причиной дорожных происшествий, чаще придерживаются жители Уральского федерального округа (12%) — региона, в котором данный способ передвижения наиболее распространен.

ПДД для водителей самокатов

 

Россиянам предложили оценить важность правил, регулирующих вождение электросамокатов. Каждый второй полагает, что в первую очередь следует ограничить скорость передвижения на самокатах (48%). Наиболее актуальной эта мера кажется жителям обеих столиц (56%). Предложение Минтранса запретить водителям электросамокатов разгоняться быстрее 25 км/ч поддержали 82% россиян, не поддержали — 14%.

Чуть реже граждане называли ограничение возраста вождения (41%), а среди молодежи 18–34 лет этот ответ стал первым по популярности (18–24 лет — 57%, 25–34 лет — 48%). Треть опрошенных предлагают ввести запрет езды на тротуарах и пешеходных зонах (33%), четверть — обязать виновника ДТП выплачивать компенсацию в случае причинения ущерба (24%, среди 18–24-летних — 40%). Наконец, выделение отдельной категории прав для вождения электросамокатов считает важным каждый пятый (21%), а такая мера, как ограничение веса транспортного средства, кажется нашим согражданам наименее эффективной (2%).

27 мая 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ

Основные показатели результативности опроса 27 мая 2022 г.: коэффициент кооперации (COOP1)* = 0,8520; минимальный коэффициент ответов (RR1)** = 0,0256; коэффициент достижимости (RR3)*** = 0,1157.

* Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех не состоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех номеров, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют абоненты выборочным критериям или нет.

*** Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех номеров, с учетом оценки доли случаев (e), соответствующих критериям отбора в общем количестве случаев, по которым отсутствует информация об их соответствии.

Давайте поговорим об электросамокатах. Пользуетесь ли Вы электросамокатом или не пользуетесь? Если пользуетесь, то как часто?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

города — миллионники

500–950 тыс.

100–500 тыс.

до 100 тыс.

село

Пользуюсь постоянно

1

1

0

1

0

0

0

Пользуюсь время от времени

2

3

2

3

3

1

1

Пользуюсь редко

6

8

12

6

5

5

3

Не пользуюсь

91

87

85

89

92

93

95

Затрудняюсь ответить

0

1

1

1

0

1

1

Как Вы думаете, популярность электросамокатов влияет или не влияет на рост числа аварий? И если влияет, то как сильно?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18–24 года

25–34 года

35–44 года

45–59 лет

60 лет и старше

Не влияет

7

10

10

10

7

3

Влияет, но незначительно

45

54

46

48

47

38

Влияет сильно

36

30

36

28

35

43

Затрудняюсь ответить

12

6

8

14

11

16

Какие ограничения и нормы для вождения электросамоката, по-вашему, нужно ввести в первую очередь? Я зачитаю 6 вариантов, а Вы выберите два самые важные

(закрытый вопрос, до двух ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18–24 года

25–34 года

35–44 года

45–59 лет

60 лет и старше

Ограничение скорости передвижения

48

47

42

49

51

47

Ограничение возраста вождения

41

57

48

38

40

34

Запрет езды на тротуарах и пешеходных зонах

33

21

29

32

30

42

Обязанность выплаты компенсации в случае причинения ущерба

24

40

21

28

23

19

Выделение отдельной категории прав для вождения электросамокатов

21

12

31

20

21

17

Ограничение веса электросамоката

2

4

4

2

1

2

Другое

10

8

8

9

10

12

Затрудняюсь ответить

4

1

3

3

4

5

Минтранс предлагает ввести строгий запрет разгоняться на электросамокатах быстрее 25 км/ч. Вы поддерживаете или не поддерживаете такое решение?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18–24 года

25–34 года

35–44 года

45–59 лет

60 лет и старше

Полностью поддерживаю

57

36

59

59

59

61

Скорее поддерживаю

25

35

24

26

25

21

Скорее не поддерживаю

6

18

10

4

5

4

Не поддерживаю

8

11

5

6

9

10

Затрудняюсь ответить

4

0

2

5

2

4

Степан Львов
Директор по стратегическому развитию ВЦИОМ

«Электросамокаты из атрибута динамичной и «продвинутой» молодежи постепенно превращаются в альтернативный вид транспорта. Хотя темпы пока не говорят о его массовом распространении в России, и предсказание, что они станут такими же массовыми средствами индивидуального передвижения, как когда-то велосипеды в Китае или скутеры в Италии, было бы преувеличением. Ожидаемо, что более благосклонно относятся к перспективам электросамокатов молодые россияне. Но даже среди них большинство скорее поддерживает ограничение скорости, и, что удивительно, более строго, чем представители более старших поколений, подходит к введению возрастного ценза на вождение и гражданской ответственности в случае причинения вреда пешеходам».


18 августа 2022
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07