Аналитический обзор
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
Культура

Учитель: призвание или профессия?

Образованность, любовь и доброжелательность к детям — наиболее ценные качества школьного учителя, по мнению россиян.
Фото:
Коротко о главном
  • Россияне в школьном учителе ценят образованность (23%), любовь и доброжелательность к детям (по 19%).
  • 15% опрошенных считают, что учитель — это призвание.

 

Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Россияне в школьном учителе ценят образованность (23%), любовь и доброжелательность к детям (по 19%).
  • 15% опрошенных считают, что учитель — это призвание.

 


МОСКВА, 1 марта 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, какими качествами должен обладать школьный учитель и кто должен нести ответственность за воспитание детей, по мнению россиян.

В первую очередь для наших сограждан важно, чтобы учитель был квалифицированным (23%). Об этом чаще сообщали россияне с высшим и неоконченным высшим образованием, а также жители городов с населением 500-950 тыс. человек (по 28%).

На втором месте любовь и доброжелательность к детям (по 19%). Важность любви к подрастающему поколению прежде всего отмечали россияне 60 лет и старше (25% vs 9% среди молодежи) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (27%). Женщины также называли ее в два раза чаще, чем мужчины (24% vs 12% среди мужчин) — у представителей сильного пола она лишь на пятом месте. Доброту в учителях также склонны больше ценить женщины (22% vs 15% среди мужчин).

В том, что учитель — это призвание, уверены 15% опрошенных, чаще сторонники данной позиции — россияне с высшим и неоконченным высшим образованием (21%), реже — молодежь (5%). В числе наиболее ценных качеств школьного учителя также терпение, порядочность и умение доступно объяснять материал (14%, 12 и 11% соответственно). Каждый десятый полагает, что хороший учитель — тот, кто хорошо знает свой предмет (10%).

Молодежь 18-24 лет больше всего ценит в педагогах образованность и доброту к детям (по 23%). Не менее важным является знание психологии детей — так полагают 22% опрошенных. На третьем месте терпение — его молодые россияне называли в три раза чаще, чем представители старшего поколения (21% vs 9% среди 60-летних). Наши 18-24-летние сограждане также чаще, чем россияне в целом, отмечали важность таких качеств, как порядочность (17%), умение донести до ученика знания (16%), адекватность (11%) и целеустремленность (8%).

24 февраля 2022 г.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.

Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

Сменим тему, поговорим о школьных учителях. На Ваш взгляд, какими главными качествами должен обладать хороший школьный учитель?

(открытый вопрос, до 5 ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы от 2%)

 

Все опрошенные

Быть образованным / компетентным / квалифицированным / обладать знаниями / быть эрудированным

23

Любовь к детям / забота

19

Добрым / быть доброжелательным к детям / уважать учеников

19

Хорошим педагогом / профессионалом / учитель — это призвание / учитель от Бога

15

Терпение / выдержка / стрессоустойчивость

14

Порядочный / справедливый / честный

12

Доступно объяснять / давать хорошие знания / умение донести до ученика знания

11

Хорошо знать свой предмет

10

Хорошим психологом / должен понимать детей / знать психологию детей

9

Коммуникабельность / умение найти общий язык с учеником и родителем / уметь общаться с детьми

9

Грамотный / умный / разносторонний

9

Любить свою работу, профессию

8

Быть внимательным к детям / чутким / душевным

6

Добросовестный / ответственный

5

Адекватный / спокойный / психически уравновешенный

5

Воспитанный / вежливый / интеллигентный / культурный

4

Быть целеустремленным / желание дать знания ученикам / быть заинтересованным в результате своей работы

4

Уметь находить индивидуальный подход к каждому ученику

3

Быть патриотом / воспитывать патриотизм у учеников

3

Умение заинтересовать детей учебой

3

Хороший человек / человечный

3

Быть требовательным / в меру строгим / уметь контролировать учеников

2

Быть современным / идти в ногу со временем / следить за тенденциями и давать актуальные знания

2

Вызывать доверие / быть близким для детей, оказывать им помощь / дети должны к нему тянуться

2

Быть беспристрастным / не разделять детей / ко всем относится одинаково

2

Дисциплинированный / пунктуальный / тактичный

2

Воспитывать детей

2

Необходимо сменить систему образования / учителей загнали в угол / исключить бюрократическую нагрузку / у учителей нет времени на детей

2

Другое

4

Затрудняюсь ответить

16

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07