Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Общество
Фото: из личного архива эксперта

Люди будущего: ценности и ориентиры современной российской молодежи

Ценности современной молодежи — один из самых обсуждаемых вопросов в профессиональном и экспертном сообществе. Кто они — люди, которым предстоит строить будущее нашей страны? Что для них важно, каковы их интересы, чем они принципиально отличаются от предыдущих поколений? Согласно данным исследования ВЦИОМ, топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи сегодня — это высокий уровень благополучия, спокойная жизнь и возможность приносить пользу своему народу. Но можно ли обобщать ценности молодых людей? Ведь официально в группу «молодежь» входят люди от 14 до 35 лет — достаточно большой возрастной промежуток. О специфике ориентиров и ценностей молодых людей в разных возрастных когортах — в комментарии Валерии Касамарa, директора Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ, руководителя всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал».

В исследовании ВЦИОМ о ценностях и приоритетах в молодежной среде интересно рассмотреть молодежь не как монолитную группу 14-35 лет, а сегментировав на школьный возраст (14-17 лет), «студентов» (18-24 года), переходный период (25-29 лет) и «взрослую» молодежь (30-35 лет). Это позволит не округлять и не усреднять важные особенности этих групп — у них много общего (например, среди жизненных ориентиров всех когорт в топе «высокий уровень благополучия» (58%) и «жить спокойно, работая и заботясь о семье»), но и много отличий, на которых хочется остановиться отдельно.

Для школьников важнее, чем для других групп, наличие возможностей для творческой самореализации, социальный статус, перспективы продвижения по карьерной лестнице, возможность в будущем занять высокую должность. Их также отличает существенный отрыв в участии в волонтерской и добровольческой деятельности и помощи людям. Школьники, которым не чуждо все общечеловеческое,  находятся в процессе активной социализации и формирования своей системы ценностей. Они представляют доброе поколение, готовое не просто помогать, но реализовывать себя в этом. При этом они очень индивидуалистичны, сосредоточены на себе: это единственная когорта, где жизненный ориентир на известность и популярность входит в первую тройку (20%), тогда как у других он «внизу» с частотой ответов от 2% до 5%.

У «студентов» важно отметить ярко проявленную космополитичную идентичность, которая находит отражение во всем. Это поколение созревало как поколение мира без границ, его образцы для подражания не имеют геометок. К тому же молодежь 18-24 лет самая общественно и политически активная группа: здесь наибольшее число тех, кому важно участие в общественной и политической жизни (59%). Среди жизненных ориентиров они вдвое чаще, чем, например, школьники, выбирают вариант «приносить пользу своему народу, обществу, активно участвуя в общественной, политической жизни» — 34% против 16%. У них довольно высок оптимизм, вера в себя и в лучшее.

Переходный период (25-29 лет) назван так, потому что, согласно результатам опроса, у этой когорты не проглядывается каких-то экстремумов по важным показателям. Заметно, что это период трансформации от студенческой скамьи к взрослению. Например, если среди школьников и студентов о важности перспективы продвижения по карьерной лестнице говорят 89% и 86% соответственно, то в переходной группе этот параметр снижается до 77%. Аналогично с важностью социального статуса и положения в обществе, с возможностью творческой самореализации — наиболее низкий показатель среди всех групп с явным «обрушением». В этой группе размыта идентичность. Иными словами, происходит столкновение с реальностью, пересмотр ожиданий и пересборка. Государству крайне важно уделять внимание этой группе, поддерживать ее.

«Взрослая» молодежь (30-35 лет) — приземленные реалисты, добрые, деятельные люди, идентичность которых сформирована уже относительно своей Родины. В ответах проявляется опыт и понимание того, что им надо. Им важно, что происходит рядом с ними, в их среде, у них самое зрелое экологическое сознание. Например, именно в этой группе, а не среди школьников и «студентов», максимальное число тех, кому важна экологическая обстановка в месте проживания. Среди жизненных ориентиров этой группы однозначное лидерство занимает вариант «жить спокойно, работая и заботясь о своей семье» (65%). Заканчивается мечтательность, на первый план выходят семья, дети, работа. Для 29% скорее не важен социальный статус и положение в обществе — максимальный результат среди всех групп, для 44% скорее не важно участие в общественной и политической деятельности, для 46% — в добровольческой. Для «взрослой» молодежи крайне важно, чтобы были созданы условия и возможности для заботы о своей семье, близких и среде своего проживания.

В выборке в целом крайне настораживает, что вариант ответа «изменить мир, внедрить что-то новое» ни в одной возрастной подгруппе не приближается к лидирующим значениям. При этом здесь еще и максимально проявленный гендерный дисбаланс: опрошенные респонденты-девушки не настроены брать на себя миссию изменения мира. Можно сказать, что современное поколение ломает стереотип о том, что молодежь меняет мир: нет, она этого не хочет, она хочет просто жить спокойно и благополучно — это абсолютный топ во всех когортах. И здесь просматривается феномен «маленького человека», свойственный российской молодежи, когда молодые люди не верят, что могут на что-то повлиять и чего-то добиться на глобальном уровне, а также кризис креативного мышления, которое в мире, напротив, набирает силы как страновое конкурентное преимущество.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07